Путешествие
Тайны Саян
35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности
День для нас первый, он же 55-й для команды автопробега, начался раньше запланированного на час. Организаторы – компания Skoda, Русское географическое общество и LAV Production – тоже не ожидали такого сюрприза. Все дело было в автобусе с китайскими туристами, которые хотели осмотреть одну из немногих достопримечательностей Красноярска – пароход «Святитель Николай».
– Ну как же я вам одновременно с ними все покажу, – причитала экскурсовод Валентина Тимофеевна. – Давайте-ка до них!
«До них» успели. Подкатили к набережной на пяти вымытых и заправленных ночью Yeti, сфотографировали снаружи пароход, уже 29 лет как вытащенный на сушу возле музея имени Ленина.
– Вы уже люди взрослые, не будете спрашивать, почему тут ламинат, и было ли так с самого начала. Не было! – сразу начинает с главного Валентина Тимофеевна. – Мебель и предметы интерьера – из краеведческого музея. Отделка новая. Десять лет назад в Красноярске было наводнение, тут все затопило. Четыре года восстанавливали.
Всего же «Святителю Николаю» как раз недавно стукнуло 130 лет.
– Тридцать лет он плавал как грузопассажирский, еще 20 – как грузовой, потом его на кладбище кораблей отправили, – рассказывает экскурсовод. – А к 100-летию со дня рождения Ленина достали, восстановили, музей сделали. Вот как интересно получается: Николай Второй на нем на 6 лет раньше Ленина плавал, а музеем судно стало только благодаря Ленину.
Полный автобус китайцев, отправившихся на экскурсию в Красноярск, прибыл одновременно с представителями Русского географического общества. Они подъехали на «праворукой», но еще вполне свежей «Тойоте». Все серьезно: выставили у «Святителя Николая» знак «контроль времени», на капот водрузили полуметровые электронные часы. Эксперты сняли с двух зачетных машин данные одометров и логи gps-трекеров – все это нужно для рекорда, который в «Шкоде» надеются установить. Достижение, если с ним повезет, будет называться «самый длинный незакольцованный маршрут внутри одной страны».
Стоит выехать из Красноярска и преодолеть гористую местность с почти альпийскими серпантинчиками, миновать указатель на доммузей Виктора Астафьева, про который напоминают рекламные щиты, отвернуть от Енисея – и начнутся равнинные пастбища. Коровы не стесняются выходить на трассу «Байкал» и сгонять мух с боков, млея под припекающим полуденным солнцем прямо на ровном асфальте. Дорога правда хороша – значение у нее региональное, но качество вполне федеральное. Разве что есть два отрезка по паре километров вообще без асфальта – неприятная гравийка, пыльная, тряская и мрачная. Впрочем, на этих участках ремонт идет вовсю, так что наверняка скоро доделают и их.
Пейзажи становятся однообразными – предгорья Саян синеют вдали, низкие облачка пушатся близко-близко к земле, скошенные поля усеяны копнами сена. А посреди этого – «Оазис». Парные, как ялтинские львы, помойки у входа в это популярнейшее придорожное кафе окружены роем мух. Внутри насекомые корчатся на свисающих с потолка коричневых липучках. Главное, на столы не падают, а то неминуемо бы в тарелках оказались – кафе битком.
На парковке у машин с хэштегами #skoda35000km собираются зеваки – всем хочется знать, что за движуха:
– И что, прямо 35000 км поедут? А потом под списание?
– Поедут, конечно. Какое списание, разве это пробег? ТО сделали, нормально все.
– А куда? Продавать? Они ж убитые!
– Да не убитые они, что с ними будет-то?! Нормально едут, нет проблем!
Не верит мужчина. Уходит, оборачиваясь и что-то тихо бормоча про полный привод. А Yeti едут дальше.
То степь, то тайга
Вдоль дорог Хакасии то тут, то там можно увидеть камни разных размеров, поставленные «на попа» и сгруппированные в круги. Это менгиры, древние мегалиты, в каком-то смысле родственники Стоунхэнджа или дольменов Краснодарского края. Кто и зачем ставил менгиры в этих степях – неизвестно. Есть куча теорий, основная гласит, что камни – это надгробия. Но ни одна из версий не подтверждена.
Спешащий путешественник может довольствоваться менгирами, видными вдоль трассы. Но стоит найти пару часов и свернуть с А-161 в деревню Сафронов, за которой уже не по равнинам, а по предгорью разбросаны по-настоящему огромные стелы – тут есть мегалиты и до 6 метров высотой. При очень большом желании можно подъехать прямо к ним – что по колее, проложенной местными, что просто по траве. Против никто не будет.
В этих краях даже захочешь найти людей – не сможешь. Если двинуться из Хакасии в Туву по А-161, то по пути будут встречаться лишь изредка охотники да рыбаки. Ну и водители грузовиков, обслуживающих незаметные для проезжающих по трассе предприятия Абазы – города, открывающего алфавитный список населенных пунктов России.
Ради Абазы, ради доставки сланцев и асбеста грузовиками и была построена эта дорога в 1971 году. Пейзажи здесь открываются роскошные: покрытые густыми, живыми лесами из пихт, кедров и лиственниц горы, долины, низкие облака, злые, быстрые реки. Асфальт, правда, с неровностями, хотя в целом неплохой: едешь себе и едешь через перевалы, которые в Саянах все выше и выше: 1006 м, 1037 м, 2214 м...
Таежный пейзаж закончился вскоре после перевала. Дорога спускается в самую настоящую тувинскую степь и становится совершенно прямой на 20 км – до городка Ак-Довурак, где встречаются первые на всем пути заправки. Поклонники книг и сериала «Игра престолов» наверняка разглядят в Ак-Довураке Вейс Дотрак нашей реальности – те же степи, те же горы на горизонте, стада лошадей – ухоженных, сытых, лоснящихся, и та же недружелюбность. Здесь не стоит ночевать, если вы едете мимо. Даже местный полицейский сказал:
– Машину парковать небезопасно.
Свои понятия о прекрасном и в кафе с очередным типичным названием «Мираж». Например, спросите, какое мясо вам предлагают, а в ответ услышите:
– Обычное!
Впрочем, не исключено, что все дело просто в незнании языков. Представитель Тувинского республиканского отделения Русского географического общества Омак Ондар объясняет:
– Для всех тувинцев родной именно тувинский, а русский свободный далеко не у всех.
Причем это касается не только простых людей, живущих в поселках, но даже и, например, заслуженных артистов. В знаменитом коллективе «Чиргилчин» по-русски идеально говорит солистка Айдысмаа Кошкендей, а вот ее супруг, демонстрирующий горловое пение высокого стиля, объясняет нам содержание народных песен не без труда.
Проникнуться тувинской атмосферой можно и в комплексе Алдын-Булак, что на берегу Енисея. Заявлен он как священное место, но это совершенно не мешает принимать туристов в юртах. Юрты, конечно, благоустроенные, но экзотика чувствуется. Особенно когда персонал по десять раз предупредит:
– Вот та гора священная, туда женщинам нельзя, это такая мужская вера!
В Саянах по-настоящему понимаешь крылатые фразы из песен. «Зеленое море тайги» и «Саяны лечат раны» – это и правда именно так
Центр Азии – в России
В столице Тувы, Кызыле, находится мемориал под названием «Центр Азии». Выглядит новодел неплохо и привлекает сюда множество любопытных. При этом история умалчивает, насколько в принципе корректны расчеты географического центра.
Зато точно можно определить, где самая большая гидроэлектростанция. В России это Саяно-Шушенская ГЭС, которая находится все на том же Енисее – вернее, перекрывает его. От Тувы до Саяно-Шушенской ГЭС около 400 км, живописная дорога опять лежит через горы. Тут нет заправок и, если водитель понадеялся на авось, не залил полный бак и запасную канистру на АЗС в Туране – пиши пропало. Мобильной связи вдоль этой горной дороги нет. Хорошо, если получится спуститься на «нейтралке». А если топливо кончится до 1500-метрового перевала?
Именно на этом перевале погиб в 2002 году губернатор Красноярского края Александр Лебедь – пилот вертолета из-за тумана не увидел вершину горы. На месте падения вертолета стоит часовня и памятная стела.
Мемориалов вообще в Саянах немало. Та же Саяно-Шушенская ГЭС встречает посетителей часовней – она поставлена в память о погибших здесь 7 лет назад 75 сотрудниках станции во время страшной катастрофы. Сейчас все на станции восстановлено, все ее 10 турбин работают и ГЭС выдает во время пиковой нагрузки 4000 мегаватт, обеспечивая промышленные предприятия Новокузнецка и даже отправляя значительные излишки энергии в европейскую часть России.
Русский дух всему вопреки
По сравнению с гигантской ГЭС, все остальное в округе небольшое. Например, Шушенское, прекрасно знакомое всем, ходившим в советскую школу или детский сад. Музей-заповедник, правда, теперь посвящен не одному только Ленину, отбывавшему здесь ссылку. В 1993 году руководство музея Ильича постаралось перепрофилировать его в музей русского крестьянского быта XIX века, сохранив, конечно, и ленинскую тему, но сместив акцент. Несколько изб тут оставалось, еще несколько перенесли из соседних поселков, собрали вилы, косы, бороны, прялки и многое другое, причем в огромном количестве – 100 000 экспонатов! Сделали торговые лавки и восстановили обстановку кабака, организовали гончарную мастерскую, пошили гидам народные костюмы – и нет отбоя от туристов. Экскурсия идет за экскурсией. Тут можно и пожить в специально для этого построенных избушках – проникнуться русским духом.
Русского духа в этой части Сибири вообще предостаточно. Правда, сохранен он зачастую не «благодаря», а «вопреки». Вот, например, Минусинск – всего 50 км от Шушенского. В городе сохранился уникальный дом, где жил в ссылке декабрист Николай Осипович Мозгалевский с семьей. Дом 1820-х годов, ему два века и в нем и сейчас живут люди!
А еще, оказавшись в Минусинске на машине, не поленитесь проехать рядом с «Трассой мужества» – железной дорогой Абакан-Тайшет. Широкая грунтовка-серпантин тянется вдоль рельсов по непролазной тайге. Изыскатели этой крайне важной для всей страны железной дороги Александр Кошурников, Константин Стофато и Алексей Журавлев героически погибли, прокладывая ее маршрут в 1942 году. В их честь названы станции железной дороги, построенной благодаря их изысканиям, и поселки, возникшие у станций. В поселке Кошурниково есть музей и памятник «Серебряные рельсы», названный по повести Владимира Чивилихина.
А проехав 150 км вдоль «трассы мужества», можно заглянуть в деревню Выезжий Лог, знаменитую тем, что здесь снимался фильм «Хозяин тайги» с Владимиром Высоцким в одной из ролей. Местные жители с удовольствием покажут дом, где жил актер и певец. А на окраине деревни от лодочной пристани открывается впечатляющий вид на коварную, как и все здесь, реку Мана.
Блокнот
Skoda Yeti, на котором наш экипаж проехал 3266 км, держался молодцом. Расход топлива – на уровне 10 л на 100 км. Поломок – никаких. В Иркутске этот автомобиль отправился на ТО к официальному дилеру, который засвидетельствовал – от российских дорог с Yeti ничего не случилось.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl