Оформят ли инспекторы аварию на стоянке супермаркета? А на берегу реки?

АвтоМирАвто

Автоправо

Зависит от места

Оформят ли инспекторы аварию на стоянке супермаркета? А на берегу реки?

Дорожное движение уже давно выплеснулось за пределы дорог в общепринятом понимании. Огромные жилые массивы, парковки торговых центров и подъездные коммуникации к ним, территории предприятий и тому подобное – все это трудно представить без оживленного движения транспорта и пешеходов. Следовательно, чтобы этот процесс был безопасным, его надо упорядочить. Более того, нужно четко понимать, как действовать, если произойдет авария: куда звонить, могут ли наказать, как возмещать ущерб.

Правила дорожного движения распространяют сферу своего действия на дороги, а также на так называемые прилегающие территории. Под таковыми понимаются площади, непосредственно прилегающие к дороге и имеющие инфраструктуру для движения транспорта и пешеходов – дворы жилых домов, автозаправочные станции, площадки у объектов придорожного сервиса и тому подобное. Поскольку на такие территории в полной мере распространяются требования ПДД, то действуют и положения административного, уголовного и гражданского законодательства, предусматривающего ответственность за нарушения установленного порядка движения и их последствия. На прилегающих территориях действует и закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Из всего этого следует, что все участники дорожного движения должны не только действовать в строгом соответствии с ПДД, но и в случае аварий оформлять их в том же порядке, что предусмотрен и для дорог общего пользования.

Ну а как действовать в месте, которое непосредственно не соседствует ни с какой дорогой (то есть не является прилегающей территорией), однако движение там существует? Это могут быть те же торговые центры, многоярусные паркинги, территории предприятий и гаражных кооперативов, садовых товариществ.

А действовать надо точно так же, как и в других местах, где имеется дорожное движение. Ни ПДД, ни закон об ОСАГО прямых указаний на этот счет не содержат, однако мы будем исходить из того, что раз на этих территориях есть дорога, то есть «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения», значит, есть и дорожное движение. Ну а если присутствует дорожное движение, то регулируется оно Правилами. Следовательно, в случае инцидента на место происшествия можно смело вызывать ГИБДД и требовать от страховой компании компенсации ущерба в рамках заключенного договора.

Исключение – закрытые территории крупных предприятий, аэропортов и прочих объектов, куда въезд постороннего транспорта, включая машины ДПС, может быть просто-напросто запрещен. В таких случаях организация дорожного движения и обеспечение его безопасности – задача администрации предприятия. Как правило, для этого используются общепринятые принципы и технические средства организации движения: знаки, разметка, светофоры. Но вот случись авария, без документов, составленных полицией, страховая компания возмещать убытки не будет. Остается выбирать один из двух вариантов: оформлять «европротокол», составив и обоюдно подписав без участия полиции извещение о ДТП, либо подробнейшим образом фиксировать все детали происшествия на месте, а потом со схемами, фотографиями и видеозаписями обращаться на ближайший пост или в подразделение ГИБДД для оформления документов.

Еще одна нетривиальная ситуация – авария за пределами не только дорог, но и дорожной инфраструктуры. Например, если водители приехали на пикник или участвуют в неофициальных спортивных мероприятиях. Тут вопрос решается так: если инцидент произошел на грунтовой дороге, значит, опять вспоминаем про Правила дорожного движения, которые в этой ситуации также будут действовать. Полиция и страховые компании – в деле.

Если же авария произошла «в чистом поле», придется урегулировать взаимные материальные претензии самостоятельно, так как и ГИБДД, и страховщики «умоют руки», сославшись на все те же ПДД и закон об ОСАГО, действующие только в пределах дорог. Исключением будут случаи, если в результате аварии причинен тяжкий вред здоровью или кто-то из участников движения погиб. В этой ситуации без полиции не обойтись, ведь речь будет идти о возбуждении уголовного дела со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Текст: Дмитрий Рощин

Правила поведения

Пожалуй, самое главное и универсальное правило, которого надо придерживаться при движении на территориях, где нет знаков приоритета и светофоров, – это преимущество тех, кто приближается справа. Об этом прямо сообщает пункт 8.9 ПДД. Оно пригодится при разъезде во дворах, заправках, парковках. Не забывайте также, что при прочих равных условиях уступить дорогу должен водитель, сдающий задним ходом (пункт 8.12), что особенно актуально на стоянках гипермаркетов, в том числе многоярусных. Не забывайте и правила парковки, которые действуют не только на улицах и дорогах. Например, отсутствие свободного места во дворах – вовсе не повод ставить машину на тротуар или, еще хуже, заезжать на газон или детскую площадку. Наконец, даже если вы собираетесь переставить машину с места на место во дворе многоквартирного дома, не вздумайте делать это после употребления спиртного: сдвинувшись с места хотя бы на метр, вы участвуете в дорожном движении, а значит, должны соблюдать все предписания ПДД и быть готовым ответить за их нарушение.

Фото: Ruslan Gilmanshin/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продажи начались! Продажи начались!

Российский рынок стал первым для кросс-купе Renault

АвтоМир
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Бэтмен против Супермена Бэтмен против Супермена

Tank 700 двойного действия

Автопилот
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Подборка актуальных книг по истории, культуре и искусству

Дилетант
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Берем за пример Берем за пример

6 биографических фильмов, которые замотивируют на успех

Лиза
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Актрисы Актрисы

Срочно пора знакомить вселенную со сверхновыми актрисами из Петербурга!

Собака.ru
Экономический код культуры Экономический код культуры

Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

Ведомости
Прежде чем спорить, давайте считать Прежде чем спорить, давайте считать

Эксперты разошлись во мнениях о драйверах и тормозах российской экономики

Деньги
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
JONY JONY

Саундтрек жизни JONY, который поможет лучше его понять

Men Today
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Открыть в приложении