Автоправо
Рядовой случай
Езда между рядами на мотоцикле – это панацея или нарушение?
Под закат мотосезона двухколесную братию всколыхнула инициатива лидера скандально известного сообщества активистов «Стоп-хам» Дмитрия Чугунова, который предложил главному полицейскому страны Владимиру Колокольцеву подумать над введением штрафа для байкеров за езду между рядами. Бывший первый замминистра внутренних дел Александр Чекалин, служащий ныне родине в качестве сенатора верхней палаты парламента, разделил озабоченность этой проблемой, но предложил сначала провести эксперимент в одном из регионов и обсудить инициативу с экспертами. Масла в огонь подлили и майские поправки в Правила дорожного движения, которыми введено понятие «опасное вождение», складывающееся в том числе и из несоблюдения безопасного бокового интервала, а также многократного перестроения.
1500 рублей – штраф за нарушение правил расположения ТС на проезжей части
Представители мотосообщества ничего плохого в езде в междурядье не видят. Выстроены даже целые теории, по которым это чуть ли не единственный безопасный способ передвижения на мотоцикле и скутере. Однако с правовой точки зрения езда между рядами запрещена. Это вытекает сразу из нескольких норм ПДД. Пункт 9.4 запрещает перестраиваться в плотном потоке. А пункт 9.7 предписывает двигаться строго по обозначенным полосам проезжей части, а на прерывистую линию разметки наезжать только при перестроении. Сами мотоциклисты говорят, что ехать по разметке не будет ни один здравомыслящий байкер – это чревато падением, да и никуда они не перестраиваются, а едут рядом с автомобилями, что не запрещено. Верно, ПДД не имеют ничего против езды двум транспортным средствам по одной полосе, если ее ширина это позволяет. Но поскольку машины выстраиваются в потоке отнюдь не по линейке, да и сами полосы движения имеют обыкновение то сужаться, то расширяться, двигаться аккуратно рядом с машиной по одной полосе не получается. Мотоциклист все равно вынужден постоянно лавировать, оставляя линию разметки то справа, то слева. А есть еще пункт Езда между рядами на мотоцикле – это панацея или нарушение? 9.10, который обязывает водителей соблюдать безопасный боковой интервал.
Таким образом, несмотря на шумиху, поднятую вокруг этой темы, надо отдавать себе отчет в том, что езда в междурядье запрещена и сегодня. Специального состава данного правонарушения в КоАП РФ нет, но по формальным основаниям подходит часть 1 статьи 12.15, которая устанавливает ответственность в виде штрафа в размере 1500 рублей за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части.
Да, полиция не торопится штрафовать мотоциклистов. Но осенью в КоАП должна появиться статья, устанавливающая штраф 5 тысяч рублей за опасное вождение, которым считается в том числе следующие друг за другом перестроения в плотном потоке, а также несоблюдение бокового интервала, если в результате них создана опасность для движения. Поэтому двухколесные участники движения забеспокоились: не обернется ли эта инициатива против них? На самом деле такую возможность исключить нельзя. Правда, правоприменителю придется хорошенько попотеть, чтобы доказать правонарушение. Ведь опасное вождение будет таковым, только если действия водителя повлекли создание «в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Иными словами, в контексте рассматриваемой ситуации вменить опасное вождение мотоциклисту, едущему между рядами, можно будет только если произошло ДТП или если кому-то из водителей автомобилей пришлось резко уворачиваться от мотоцикла.
Вся эта ситуация в очередной раз иллюстрирует российскую привычку считать нарушением не то, что запрещено, а то, за что жестоко наказывают.
Удар в спину
Езда в междурядье – это одно из наиболее типичных нарушений Правил дорожного движения, которое, собственно, из-за его распространенности уже перестало считать нарушением. Аналогичным образом мотоциклистам прощают и многие другие прегрешения, например, езду по обочине и разделительной полосе. Попытка напомнить байкерам о соблюдении скоростного режима, как правило, встречает искреннее непонимание: для чего же я тогда купил мотоцикл, если буду «тошнить» на нем вместе со всеми? Однако пришло время разрушать эти стереотипы: в стране начали массово устанавливать системы фото-видеофиксации правонарушений, которые работают не только во встречном направлении, но и по ходу движения транспорта. А это означает, что мотоциклист теперь тоже попадет в объектив и будет оштрафован за езду по обочине или превышение скорости.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl