Репортаж
Первый бакинский этап
Впервые в истории «Формулы-1» Гран-при Европы приняла столица Азербайджана. Вместе с российским представительством компании Pirelli мы отправились в Баку
Баку встретил нас сбивающим с ног теплым ветром. Уже в аэропорту «Гейдар Алиев» и по пути в отель замечаем повсюду бесчисленные баннеры и световые табло, приглашающие посетить Гран-при Европы «Формулы-1». Город на три дня стал одной большой «деревней болельщиков».
По всему Баку курсируют такси-кэбы с багажником на месте переднего пассажирского сиденья, почти идентичные лондонским, только выкрашенные в фиолетовый. Первую тысячу таких машин власти заказали еще в 2011 году – перед конкурсом «Евровидение-2012». Забавные автомобильчики многим пришлись по душе, и решение закупить еще три тысячи London Taxi TX4 не заставило себя ждать. Поездки на «баклажанчиках», как их ласково называют в Баку, стоят недорого: 5–6 евро за поездку. Чужеземные такси сегодня стали чуть ли не символом столицы Азербайджана.
Вообще Баку – это во многом город контрастов. Например, на его дорогах чаще всего можно встретить либо «мерседесы» последних моделей, либо старые «жигули» и еще более старые «мерседесы». Та же полярность и в архитектуре: переплетение стилей Востока и Запада, традиций и инноваций, колоритных старинных домиков и фантасмагоричных конструкций из стекла и стали. Удивительнее всего, что это не вызывает дискомфорта. Наоборот – невероятно гармонично сочетается.
На протяжении всех трех дней владельцы билетов на «Формулу-1» могли бесплатно посетить концерты зарубежных звезд. В пятничный вечер перед гоночным уикэндом приехавшие в Баку поклонники автоспорта наслаждались концертом Криса Брауна. А вот гонщикам отдыхать было некогда.
Уже с полудня они приступили к тренировочным заездам на непредсказуемой уличной трассе, построенной в районе Приморского бульвара. Она получилась одновременно живописной и опасной. Этому способствовало разрешение властей включить в маршрут гонки Старый город, объект Всемирного культурного наследия. Правда, ради «Формулы» пришлось на время заасфальтировать историческую брусчатку. Новый асфальт, кстати, заметно осложнил жизнь гонщикам. Экстремальной трасса прослыла не только из-за наличия двадцати поворотов разных типов, перепада высот и одной длинной прямой, но в том числе и из-за низкого уровня сцепления с покрытием. Кроме того, трасса в Баку самая быстрая: в квалификации финский пилот Валттери Боттас смог разогнать болид до 378 км/ч, установив новый рекорд скорости. А ведь расчетная максимальная скорость составляла только 340 км/ч.
Меньше народа – выше качество
За выигранной 18 июня Нико Росбергом квалификацией мы наблюдали из паддок-клуба, наслаждаясь живительной прохладой кондиционеров. А с крыши пит-билдинга открывался хороший обзор на стартовую площадку, первый 90-градусный поворот и пит-лейн. Особенно удобно было наблюдать за слаженной работой членов команды во время пит-стопов.
Все болиды «обуты» в шины компании Pirelli, единственного официального поставщика шин для «Формулы-1». Монополистом итальянский бренд стал по двум причинам. Во-первых, у всех гонщиков должны быть одинаково безопасные покрышки. Вовторых, такая стратегия позволяет снизить затраты на организацию «королевских гонок». На автодроме в Баку были представлены три типа состава резиновой смеси – SuperSoft, Soft и Medium. Но свое предпочтение команды отдали самым мягким шинам SuperSoft. Они менее износостойкие, зато не скользят на гладком свежеуложенном асфальте.
378 км/ч максимальная скорость, которую удалось развить на трассе в Баку
На другой день мы заняли места на главной трибуне и оттуда следили за ходом финальной гонки. Целые секторы трибуны «Абшерон» на берегу Каспия были полупустыми – ожидаемого аншлага на первой гонке в Баку не случилось. И это понятно: цены на трехдневные билеты были высоки – самое дешевое место обходилось гостям примерно в $200. К тому же бакинский уик-энд совпал с проведением знаменитой гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана» и матчами чемпионата Европы по футболу. Зато те, кто все же решили прилететь сюда, оказались в самых комфортных условиях. Благодаря отсутствию привычного для королевы автоспорта наплыва болельщиков просторная набережная была очаровательно безлюдна, а в полупустынной зоне развлечений можно было без особого труда найти свободную лавочку в тени. В перерывах между заездами болельщики успевали посетить фестиваль азербайджанской культуры, послушать национальную музыку, побродить между шатрами с коврами и попробовать местные деликатесы.
Праздник солнца и спортивных машин
После награждения гонщиков серии GP2 на трассе прошел традиционный парад пилотов и церемония представления страны. Динамичное и яркое зрелище в лучших национальных традициях, которое показали азербайджанские артисты и волонтеры, заставило всех забыть о сувенирах, кутабах и коврах и поспешить занять свои места на трибунах. Эффектное шоу включало в себя пять разных представлений, символизирующих огонь, воду, ветер, целеустремленность и единство. В завершение красочного действа сорок воспитанников Азербайджанской государственной детской филармонии исполнили гимн страны, а через несколько минут был дан старт гонке. Как раз напротив главной трибуны проходил самый длинный и быстрый участок трассы – стартовая прямая. Искры из-под колес летели шлейфом, и рассмотреть проносящиеся на огромных скоростях болиды удавалось лишь на экранах. К счастью, обошлось без аварий. Правда, пилот команды Toro Rosso Даниил Квят своим результатом расстроил россиян, которых на трибунах было преобладающее большинство. Он сошел с дистанции из-за проблем с подвеской. Не дошел до финиша и его напарник испанец Карлос Сайнс. Первый бакинский кубок из рук президента Азербайджана Ильхама Алиева получил победивший в гонке Нико Росберг. Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева передала техническому директору команды Mercedes кубок конструкторов.
После финального концерта Фаррела Уильямса и грандиозного вечернего салюта любой болельщик мог прогуляться по главной прямой, выйти на пит-лейн и понаблюдать за сборами команд. Солнечный праздник, продлившийся три дня, завершен. Той же ночью трассу потихоньку начали разбирать.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl