Экологи не дают создателям автомобилей расслабиться, заставляя последних изобретать все более сложные, изощренные агрегаты. Уже сегодня Mercedes-Benz устанавливает на свои машины моторы, конструкция которых еще несколько лет назад казалась фантастической.

АвтоМирАвто

Репортаж

Гости из будущего

Экологи не дают создателям автомобилей расслабиться, заставляя последних изобретать все более сложные, изощренные агрегаты. Уже сегодня Mercedes-Benz устанавливает на свои машины моторы, конструкция которых еще несколько лет назад казалась фантастической.

Согласно европейскому законодательству, в 2020 году среднее по модельному ряду каждой конкретной фирмы количество выбросов CO2 в атмосферу не должно превышать 95 г на 1 км. Для сравнения – действующие сегодня в европейских странах нормы токсичности «Евро6» ограничивают выбросы углекислого газа 130 граммами на километр пробега. Разница, как несложно заметить, приличная. Вместе с тем, в следующем октябре нынешние процедуры замеров расхода топлива должен сменить новый, более приближенный к реальным условиям эксплуатации машин метод – WLTP, что в переводе значит «мировой унифицированный тест легковых автомобилей». И, чтобы вписаться в установленные экологами жесточайшие рамки, автомобильным фирмам нужно быть очень изобретательными.

Даже производителям малолитражек придется изрядно постараться, а для фирм, выпускающих мощные престижные автомобили, это настоящий вызов. Безусловно, электромобилей станет больше, ведь с их помощью можно существенно снизить средний по модельному ряду выброс CO2. Тем не менее, бензиновые и дизельные силовые агрегаты конструкторы не сбрасывают со счетов.

Практически все моторы, которые ну никак не назовешь устаревшими, Mercedes-Benz в самом ближайшем будущем планирует заменить на новые, и один из них в строю уже сегодня. Однако о нем чуть позже, а начну я с самого мощного и «главного».

Вся королевская конница

Четырехлитровый двигатель с заводским обозначением M 176 разработан спецами из AMG и предназначен для обновленного S-Класса. Заявленная мощность 8-цилиндрового агрегата – минимум 476 л.с., крутящий момент – около 700 Нм. Цифры, сопоставимые с данными ныне действующего 4,7-литрового M 278, зато расход – на 10% ниже. Экономия достигается не только за счет снижения рабочего объема, но и способности мотора отключать при частичных нагрузках половину цилиндров – 2-й, 3-й, 5-й и 8-й. Кроме того, на рабочую поверхность цилиндров в алюминиевом блоке нанесено особое запатентованное покрытие Nanoslide – стойкий к износу состав на основе железа, способный хорошо удерживать смазку и при этом минимизировать трение.

Кстати, M 176 – единственный двигатель V-образной конфигурации в новом семействе. Такую роскошь позволили лишь самому дорогому и престижному мотору. Все остальные имеют теперь исключительно рядные блоки, и у каждого из них, включая 176-й, расстояние между центрами цилиндров составляет 90 мм.

В развале блока V-образной «восьмерки» M 176 установлены две одинаковые турбины. Каждая обслуживает по 4 цилиндра. Такую компоновку эксперты называют «Hот inside V». Для термической защиты расположенных рядом компонентов выпускные коллекторы и нагнетатели тщательно изолированы

Подобная «уравниловка» дает ряд технологических и экономических преимуществ: к примеру, для механической обработки разных блоков можно использовать одни и те же инструменты. Но к рядным моторам в Mercedes вернулись не только по причине оптимизации производства. Здесь тоже не обошлось без экологов, жесткие требования которых заставляют конструкторов ставить каталитические нейтрализаторы как можно ближе к блоку цилиндров, сокращая тем самым путь отработавших газов и увеличивая скорость прогрева самого катализатора. И такое техническое решение проще воплотить на рядном моторе.

На разработку и наладку производства двигателей нового поколения в Mercedes-Benz потратили порядка 3 млн евро

На новой рядной «шестерке» M 256 – еще одной рабочей единице, предназначенной для S-Класса и крупных кроссоверов – нейтрализатор чуть ли не «прилеплен» к блоку. Но главная фишка этого двигателя – прикрепленный к мыску коленчатого вала стартер-генератор, питающийся от вспомогательной сети с напряжением 48В. Устройство не только запускает мотор после остановки, но и помогает раскручивать коленвал в широком диапазоне оборотов, а во время торможений еще и подзаряжать батарею.

Рядная бензиновая «шестерка» M 256 в разрезе. Обратите внимание, как близко расположен катализатор (крупная деталь слева) к блоку цилиндров. Кроме того, у этого мотора нет ремней привода навесного оборудования. Насос охлаждающей жидкости, компрессор кондиционера, электрический нагнетатель и встроенный стартер-генератор питаются от 48-вольтовой электрической сети. Отсутствие ремней помогает уменьшить габариты мотора

И это не единственный помощник двигателя в плане его эффективности. При необходимости в бой вступают электрический нагнетатель и обычная турбина. В итоге с 3,0-литрового агрегата получается «снять» более 408 л.с. и 500 Нм крутящего момента.

Электрический нагнетатель двигателя M 256. До 70 000 об/мин турбина раскручивается всего за 300 миллисекунд. Производительность – 15кВт/220Н

Большинство же моделей будет обслуживать бензиновая «четверка» M 264 с рабочим объемом 2,0 л – в целом тоже не самый простой по конструкции агрегат. У него, как и у старшего брата, тоже есть питающийся от цепи в 48В стартер-генератор. Правда, не встроенный, как на «шестерке», а с ременным приводом. Есть турбина twin-scroll c двумя «улитками», работающими в разных диапазонах оборотов. Наконец, есть система Camtronic, изменяющая фазы газораспределения, управляя открытием впускных клапанов. Все это позволяет «снимать» с литра объема до 100 кВт мощности.

Так выглядит ременный стартер-генератор бензиновой «четверки» M 264. От электрической цепи 48В питается также насос для охлаждающей жидкости

Что касается новых дизелей, то один из них – четырехцилиндровый 2,0-литровый OM 654 – уже был представлен на свежеиспеченном E-Классе 220d, а в следующем году появятся модели и с «шестеркой» ОМ 656. У обоих моторов алюминиевые блоки с покрытием Nanoslide, но поршни стальные. Зачем это сделано? Сталь, как известно, имеет меньший коэффициент теплового расширения – значит, при нагреве поршень меньше давит на кольца, а те в свою очередь меньше «жмут» на стенки цилиндра. Снижается трение, экономится топливо. Причем, как говорят конструкторы, при применении схемы «алюминиевый блок, стальные поршни» трение ниже на 40-50% в сравнении с полностью алюминиевыми деталями.

Дизельная «четверка» OM 654 компактнее и легче своей предшественницы (OM 651), при этом она мощнее и экономичнее. Основные «вкладчики» в увеличение эффективности двигателя – новые стальные поршни и покрытие цилиндров Nanoslide
Шестицилиндровый дизель OM 656 отличается от «четверки» ОM 654 наличием двух дополнительных цилиндров и, разумеется, большей мощностью. Ход поршня и диаметр цилиндра у этих двигателей одни и те же, равно как и применяемые для повышения эффективности технологии

Лабораторная работа

Здесь можно настраивать разные силовые установки, включая те, что работают на топливных элементах

Как известно, мало создать мотор – нужно еще грамотно его настроить для работы на конкретном автомобиле. Большая часть таких работ по-прежнему происходит на основе реальных ездовых тестов, однако немалую часть операций по калибровке систем управления двигателями и трансмиссиями инженеры будут выполнять на стендах только что открывшегося в Зиндельфингене лабораторно-испытательного комплекса. Здесь десять отдельных боксов, позволяющих делать измерения в условиях, очень приближенных к реальным. Испытатели могут менять температуру от +42 до –30 °C, моделировать скорость встречного потока воздуха вплоть до максимальных 180 км/ч, имитировать движение на высоте 5000 м над уровнем моря. Все это происходит дистанционно, с помощью программ. Машина автономно заправляется, электродвигатели динамических нагрузочных стендов вращаются, измерительная аппаратура фиксирует показания датчиков. Лаборатории нового комплекса могут работать безостановочно, 24 часа в сутки.

Главная цель всех лабораторных испытаний – написать оптимальную программу (так называемую карту) для блока управления двигателем, которая учитывала бы и режимы работы коробки передач, и поведение системы динамической стабилизации. Используемая для измерений аппаратура очень дорогая. На новый технический исследовательский центр в Зиндельфингене (Германия) фирма Mercedes-Benz потратила 600 млн евро

Текст: Андрей Колтун
Фото: Mercedes-Benz

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Subaru Forester: Едет на дальняк Subaru Forester: Едет на дальняк

Уже по фото видно, что Forester забрался далеко от столицы

АвтоМир
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Производители ушли, машины остались Производители ушли, машины остались

Где искать запчасти к иномаркам?

Деньги
Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть

Так ли безопасен Оземпик и можно ли худеть с его помощью?

Psychologies
Человекоориентированный искусственный интеллект Человекоориентированный искусственный интеллект

Компании Neuralink удалось научить человека управлять курсором с помощью мыслей

Наука
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
ТОП-7 удивительных фактов о космосе, о которых вы не знали ТОП-7 удивительных фактов о космосе, о которых вы не знали

Какое отношение лимоны и малина имеют к космосу? Не знаете? Сейчас мы вас удивим

ТехИнсайдер
Самые стойкие: 7 цветов, которые дольше всех остаются свежими Самые стойкие: 7 цветов, которые дольше всех остаются свежими

Срезанные цветы, которые смогут радовать вас на протяжении нескольких недель

ТехИнсайдер
ТОП-8 орехов богатых белком ТОП-8 орехов богатых белком

Какие орехи содержат больше белка, чем жиров или углеводов

ТехИнсайдер
Ученые узнали, какая диета увеличивает продолжительность жизни Ученые узнали, какая диета увеличивает продолжительность жизни

Как нужно питаться, чтобы жить значительно дольше?

ТехИнсайдер
Топ-модель из Еманжелинска: в чем феномен Ирины Шейк Топ-модель из Еманжелинска: в чем феномен Ирины Шейк

Как красавица из Челябинской области покорила весь мир?

Psychologies
Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка

Нейробиологи выяснили, что мозжечок важен не только для моторных функций

N+1
На шпильках к звездам: как дизайнер обуви Кристиан Лубутен стал миллиардером На шпильках к звездам: как дизайнер обуви Кристиан Лубутен стал миллиардером

Как туфли с красной подошвой стали золотой жилой для Кристиана Лабутена?

Forbes
Жемчужина России. Путешествие в сердце Тувы Жемчужина России. Путешествие в сердце Тувы

Тыва — регион контрастов, где можно увидеть и вечную мерзлоту, и дюны пустыни

VOICE
Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей Все гениальное просто: 5 привычных предметов мебели с интересной историей

Интересная история разработки стоит за каждым из этих предметов мебели

ТехИнсайдер
Юнона Незванкина Юнона Незванкина

Дизайнер бутиков придумывает интерьеры с антиквариатом музейного уровня

Собака.ru
Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов

Как начать больше двигаться, не меняя кардинально свой образ жизни?

Psychologies
Эволюция производства иранских противотанковых ракетных комплексов Эволюция производства иранских противотанковых ракетных комплексов

Как совершенствуется ключевая система оборонительной стратегии Ирана — ПТРК

Обозрение армии и флота
Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода

Марсоход NASA Curiosity начал исследование нового региона Марса

ТехИнсайдер
Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы

В основе патологических процессов при астме лежит выдавливание эпителия бронхов

N+1
Бронетехника для выполнения специально-боевых задач Бронетехника для выполнения специально-боевых задач

Колесные бронированные машины как нельзя лучше подходят для задач Росгвардии

Обозрение армии и флота
Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории» Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории»

Актриса Зоя Бербер о ритуалах на съемках и рецептах воспитания

Лиза
Открыть в приложении