Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

АвтоМирАвто

Техника

Контроль – постоянный

Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

Никто не спорит, что система стабилизации – производители дают им разные названия, но мы, ради краткости, будем использовать привычную аббревиатуру ESP, внедренную немецкой фирмой Bosch, – внесла в обеспечение активной безопасности даже больший вклад, чем когда-то АБС. Она появилась в середине 90-х, и за 20 лет помогла избежать огромного количества аварий: вылетов с дороги, разворотов и прочих последствий потери управления. Не система, а ангел-хранитель, готовый прийти на помощь в любой момент. И когда в ноябре 2014 года ее наличие на всех новых автомобилях, продаваемых в Европе, стало обязательным, никто даже не подумал возразить.

Разные мнения

Другое дело, что ни сами автопроизводители, ни автомобильные фанаты никак не могут договориться, как систему настраивать. Одни настаивают, что она должна работать постоянно и в любых ситуациях. Вторые предпочитают иметь возможность ее отключить и предлагают делегировать право выбора водителю. Третьи хотели бы, чтобы отключалась не система в целом, а только одна ее функция – контроль тяги (что разумно, например, когда надо выехать из заснеженного двора). Четвертые уверяют, что деактивированная система должна автоматически включаться, когда водитель нажимает на тормоз либо когда крен или рысканье превысят определенный предел, поскольку это явные симптомы потери контроля над автомобилем. Спор продолжается непрерывно. И победителей в нем быть не может, ведь у каждого свое обоснованное мнение.

Полное отключение

У «немцев» подход более свободный или, если хотите, менее осторожный: право решать отдано водителю. BMW, например, предусматривает возможность полного отключения электроники не только на модификациях M (чего, собственно, и следовало ожидать), но даже на мирном и спокойном 214 Active Tourer с 95-сильным турбодизелем, который летящим по гоночной трассе не только увидеть, а даже вообразить трудно. Единственное исключение баварцы сделали для электромобиля i3. Как следует из таблицы, приведенной на следующем развороте, автопроизводители, которые предпочитают переложить окончательный выбор на плечи водителя, пусть и со всякими оговорками, составляют абсолютное большинство. Дело доходит до курьезов.

У Volvo, например, всегда есть кнопка (или функция бортового компьютера), которая называется ESC OFF. При этом она отнюдь не отключает систему стабилизации, а всего лишь отодвигает порог ее вмешательства. То есть система продолжает работать и всегда готова одернуть автомобиль, если в повороте тот начнет скользить. Выбор вполне логичный, хотя чтобы разобраться, как именно работает кнопка ESC OFF, придется вчитываться в руководство по эксплуатации.

Кнопка отключения системы контроля устойчивости (ESC) и противобуксовочной системы ставится на Lada XRay с конца сентября. Ею можно оснастить и ранее выпущенные машины – у дилера. «Электронные помощники» можно деактивировать на скорости до 50 км/ч. Поедете быстрее – они автоматически включатся

Чувство опасности

Как бы то ни было, в поведении автопроизводителей проглядывает определенная осторожность, они понимают, что лучше не идти на поводу у доморощенных пилотов, иначе можно оказаться в суде. Именно поэтому руководства по эксплуатации пестрят предупреждениями об опасностях, которые несет в себе частичное или полное отключение ESP: все стремятся дать клиентам максимум информации и избежать ненужных обвинений, которые могут стоить слишком дорого.

Система стабилизации «по умолчанию» постоянно пребывает в состоянии боевой готовности. Но, если не нарушать ПДД, сработать она может разве что на совсем скользкой обледенелой дороге...

В принципе, чувство осторожности и здравый смысл должны подсказать, что отказываться от бесценной в плане безопасности системы не следует. Тем более, если не нарушать ПДД, ESP может сработать разве что на скользкой дороге или в экстренной ситуации. Отключать систему стабилизации долгим нажатием кнопки ESP/ESC (если такая возможность предусмотрена) позволительно только на специально оборудованных закрытых гоночных трассах, где рисковать относительно безопасно. Только и исключительно на треке можно пробовать, насколько работа системы в целом и изменение порога ее срабатывания в частности влияют на поведение автомобиля.

Текст: Сергей Акритов
Фото: АвтоВАЗ, Volvo, Mercedes-Benz

Во главе угла – тормоза

Система стабилизации представляет собой развитие антиблокировочной системы. Два дополнительных датчика – один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси – помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос (левый рисунок) или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает АБС команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует автомобиль (правый рисунок). При сносе система действует похожим образом, только подтормаживается внутреннее заднее колесо.

Основные компоненты

Автомобили с ESP оснащены также АБС и противобуксовочной системой. Гидроагрегат по команде блока управления способен изменять давление на каждом из тормозных механизмов. Бесконтактные датчики измеряют скорость вращения колес. Отдельный датчик отслеживает угол поворота рулевого колеса. Еще один – регистрирует вращение вокруг вертикальной оси и боковое ускорение. Блок ESP при необходимости может отдать команду на снижение тяги мотора.

Никакого единодушия

Отключать ли ESP? Мнения технических специалистов ведущих европейских автокомпаний в этом вопросе часто разнятся.

«Это имеет смысл только на треке, где предусмотрено все, что должно гарантировать безопасность. Так что не знаю, зачем это нужно, если автомобиль однозначно на треке не появится», – говорит руководитель технического департамента Alfa Romeo Роберто Федели. «Лично я считаю, что разрешать клиенту слишком глубоко копаться в настройках неправильно. Все эти ручки, позволяющие выбирать разные варианты, только путают водителя», – добавляет он.

Peugeot, как и Alfa, дает полную свободу только водителям самых динамичных модификаций, но не лишает возможности отключить ESP и остальных – на скорости до 50 км/ч. Французы утверждают, что за счет этого они гарантируют тягу в сложных условиях, например, на снегу. Однако на новых моделях (кроме спорткаров) предусмотрят только отключение контроля тяги, ESP будет работать постоянно.

BMW придерживается более демократичного подхода: «В плане обеспечения устойчивости электроника важнее всего, – говорит Йос ван Ас, отвечающий в концерне за то, чтобы динамика автомобилей соответствовала ожиданиям клиентов. – Но нам важно гарантировать водителю еще и высокие характеристики, и в целом удовольствие от управления автомобилем. Так что мы всегда предлагаем три варианта, а окончательное решение с учетом реальных условий принимает водитель».

Той же философии придерживается технический департамент Jaguar: «В определенных условиях – например, на гоночной трассе или когда сцепные свойства покрытия низки – отключение системы или корректировка алгоритма ее работы позволяет достичь лучших результатов. Если водитель хочет, мы даем ему такую возможность. Правда, отключать ESP мы не рекомендуем, а если он это сделает, на щитке приборов появится соответствующее предупреждение». В общем, до единодушия пока далеко.

Кто самый смелый?

Почти у всех моделей есть кнопка, теоретически позволяющая деактивировать ESP. В реальности же разные автомобили на ее нажатие реагируют по-разному. Вариантов много: от отключения контроля тяги (чтобы на скользкой дороге колеса начинали буксовать – так проще тронуться с места) до полного исключения электроники. А между двумя крайними решениями – несколько промежуточных. Рассмотрим их все.

Примечания:
1) если срабатывает АБС, ESP автоматически включается, но потом отключается;
2) ESP и контроль тяги отключается только до 50 км/ч, но на C1 и C4 Aircross ограничение отсутствует;
3) на 124 Spider система отключается, но в экстренной ситуации автоматически включается;
4) на Q30 и QX30 система автоматически включается в экстренной ситуации, на Q50 можно задать более высокий порог срабатывания;
5) спортивный режим только для AMG;
6) отключение на скоростях до 50 км/ч;
7) на GT86 режим Sport поднимает порог срабатывания системы;
8) на спортверсиях можно поднять порог срабатывания ESP либо полностью отключить ее, но при нажатии на тормоз она включается;
9) горит надпись ESC Off , но на самом деле просто повышается порог срабатывания системы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На чужой территории На чужой территории

Сравнительный тест Toyota Corolla и Hyundai Elantra

АвтоМир
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина

Режиссер Роман Михайлов — о снах и сказочных 90-х

Ведомости
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра

Разбираемся, как выбрать идеальную систему очистки воды

ТехИнсайдер
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

Что мы знаем о дронте? Меньше, чем о мамонтах

ТехИнсайдер
Почему дети не понимают эмоции взрослых Почему дети не понимают эмоции взрослых

Ученые выяснили, почему дети часто неправильно интерпретируют эмоции взрослых

ТехИнсайдер
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить

Рассказываем, что происходит в Газе с продовольствием и что к этому привело

Forbes
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Краш-тест на кибербезопасность Краш-тест на кибербезопасность

Российский бизнес не прошел краш-тест на кибербезопасность

Ведомости
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин

Как себя вести, если ваша собака в чем-то провинилась?

ТехИнсайдер
Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет

Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег?

Inc.
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Открыть в приложении