Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

АвтоМирАвто

Техника

Контроль – постоянный

Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

Никто не спорит, что система стабилизации – производители дают им разные названия, но мы, ради краткости, будем использовать привычную аббревиатуру ESP, внедренную немецкой фирмой Bosch, – внесла в обеспечение активной безопасности даже больший вклад, чем когда-то АБС. Она появилась в середине 90-х, и за 20 лет помогла избежать огромного количества аварий: вылетов с дороги, разворотов и прочих последствий потери управления. Не система, а ангел-хранитель, готовый прийти на помощь в любой момент. И когда в ноябре 2014 года ее наличие на всех новых автомобилях, продаваемых в Европе, стало обязательным, никто даже не подумал возразить.

Разные мнения

Другое дело, что ни сами автопроизводители, ни автомобильные фанаты никак не могут договориться, как систему настраивать. Одни настаивают, что она должна работать постоянно и в любых ситуациях. Вторые предпочитают иметь возможность ее отключить и предлагают делегировать право выбора водителю. Третьи хотели бы, чтобы отключалась не система в целом, а только одна ее функция – контроль тяги (что разумно, например, когда надо выехать из заснеженного двора). Четвертые уверяют, что деактивированная система должна автоматически включаться, когда водитель нажимает на тормоз либо когда крен или рысканье превысят определенный предел, поскольку это явные симптомы потери контроля над автомобилем. Спор продолжается непрерывно. И победителей в нем быть не может, ведь у каждого свое обоснованное мнение.

Полное отключение

У «немцев» подход более свободный или, если хотите, менее осторожный: право решать отдано водителю. BMW, например, предусматривает возможность полного отключения электроники не только на модификациях M (чего, собственно, и следовало ожидать), но даже на мирном и спокойном 214 Active Tourer с 95-сильным турбодизелем, который летящим по гоночной трассе не только увидеть, а даже вообразить трудно. Единственное исключение баварцы сделали для электромобиля i3. Как следует из таблицы, приведенной на следующем развороте, автопроизводители, которые предпочитают переложить окончательный выбор на плечи водителя, пусть и со всякими оговорками, составляют абсолютное большинство. Дело доходит до курьезов.

У Volvo, например, всегда есть кнопка (или функция бортового компьютера), которая называется ESC OFF. При этом она отнюдь не отключает систему стабилизации, а всего лишь отодвигает порог ее вмешательства. То есть система продолжает работать и всегда готова одернуть автомобиль, если в повороте тот начнет скользить. Выбор вполне логичный, хотя чтобы разобраться, как именно работает кнопка ESC OFF, придется вчитываться в руководство по эксплуатации.

Кнопка отключения системы контроля устойчивости (ESC) и противобуксовочной системы ставится на Lada XRay с конца сентября. Ею можно оснастить и ранее выпущенные машины – у дилера. «Электронные помощники» можно деактивировать на скорости до 50 км/ч. Поедете быстрее – они автоматически включатся

Чувство опасности

Как бы то ни было, в поведении автопроизводителей проглядывает определенная осторожность, они понимают, что лучше не идти на поводу у доморощенных пилотов, иначе можно оказаться в суде. Именно поэтому руководства по эксплуатации пестрят предупреждениями об опасностях, которые несет в себе частичное или полное отключение ESP: все стремятся дать клиентам максимум информации и избежать ненужных обвинений, которые могут стоить слишком дорого.

Система стабилизации «по умолчанию» постоянно пребывает в состоянии боевой готовности. Но, если не нарушать ПДД, сработать она может разве что на совсем скользкой обледенелой дороге...

В принципе, чувство осторожности и здравый смысл должны подсказать, что отказываться от бесценной в плане безопасности системы не следует. Тем более, если не нарушать ПДД, ESP может сработать разве что на скользкой дороге или в экстренной ситуации. Отключать систему стабилизации долгим нажатием кнопки ESP/ESC (если такая возможность предусмотрена) позволительно только на специально оборудованных закрытых гоночных трассах, где рисковать относительно безопасно. Только и исключительно на треке можно пробовать, насколько работа системы в целом и изменение порога ее срабатывания в частности влияют на поведение автомобиля.

Текст: Сергей Акритов
Фото: АвтоВАЗ, Volvo, Mercedes-Benz

Во главе угла – тормоза

Система стабилизации представляет собой развитие антиблокировочной системы. Два дополнительных датчика – один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси – помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос (левый рисунок) или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает АБС команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует автомобиль (правый рисунок). При сносе система действует похожим образом, только подтормаживается внутреннее заднее колесо.

Основные компоненты

Автомобили с ESP оснащены также АБС и противобуксовочной системой. Гидроагрегат по команде блока управления способен изменять давление на каждом из тормозных механизмов. Бесконтактные датчики измеряют скорость вращения колес. Отдельный датчик отслеживает угол поворота рулевого колеса. Еще один – регистрирует вращение вокруг вертикальной оси и боковое ускорение. Блок ESP при необходимости может отдать команду на снижение тяги мотора.

Никакого единодушия

Отключать ли ESP? Мнения технических специалистов ведущих европейских автокомпаний в этом вопросе часто разнятся.

«Это имеет смысл только на треке, где предусмотрено все, что должно гарантировать безопасность. Так что не знаю, зачем это нужно, если автомобиль однозначно на треке не появится», – говорит руководитель технического департамента Alfa Romeo Роберто Федели. «Лично я считаю, что разрешать клиенту слишком глубоко копаться в настройках неправильно. Все эти ручки, позволяющие выбирать разные варианты, только путают водителя», – добавляет он.

Peugeot, как и Alfa, дает полную свободу только водителям самых динамичных модификаций, но не лишает возможности отключить ESP и остальных – на скорости до 50 км/ч. Французы утверждают, что за счет этого они гарантируют тягу в сложных условиях, например, на снегу. Однако на новых моделях (кроме спорткаров) предусмотрят только отключение контроля тяги, ESP будет работать постоянно.

BMW придерживается более демократичного подхода: «В плане обеспечения устойчивости электроника важнее всего, – говорит Йос ван Ас, отвечающий в концерне за то, чтобы динамика автомобилей соответствовала ожиданиям клиентов. – Но нам важно гарантировать водителю еще и высокие характеристики, и в целом удовольствие от управления автомобилем. Так что мы всегда предлагаем три варианта, а окончательное решение с учетом реальных условий принимает водитель».

Той же философии придерживается технический департамент Jaguar: «В определенных условиях – например, на гоночной трассе или когда сцепные свойства покрытия низки – отключение системы или корректировка алгоритма ее работы позволяет достичь лучших результатов. Если водитель хочет, мы даем ему такую возможность. Правда, отключать ESP мы не рекомендуем, а если он это сделает, на щитке приборов появится соответствующее предупреждение». В общем, до единодушия пока далеко.

Кто самый смелый?

Почти у всех моделей есть кнопка, теоретически позволяющая деактивировать ESP. В реальности же разные автомобили на ее нажатие реагируют по-разному. Вариантов много: от отключения контроля тяги (чтобы на скользкой дороге колеса начинали буксовать – так проще тронуться с места) до полного исключения электроники. А между двумя крайними решениями – несколько промежуточных. Рассмотрим их все.

Примечания:
1) если срабатывает АБС, ESP автоматически включается, но потом отключается;
2) ESP и контроль тяги отключается только до 50 км/ч, но на C1 и C4 Aircross ограничение отсутствует;
3) на 124 Spider система отключается, но в экстренной ситуации автоматически включается;
4) на Q30 и QX30 система автоматически включается в экстренной ситуации, на Q50 можно задать более высокий порог срабатывания;
5) спортивный режим только для AMG;
6) отключение на скоростях до 50 км/ч;
7) на GT86 режим Sport поднимает порог срабатывания системы;
8) на спортверсиях можно поднять порог срабатывания ESP либо полностью отключить ее, но при нажатии на тормоз она включается;
9) горит надпись ESC Off , но на самом деле просто повышается порог срабатывания системы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вся Европа в миниатюре Вся Европа в миниатюре

Словенское побережье Адриатики всего в 35 часах езды на машине от Москвы

АвтоМир
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
В розовом свете В розовом свете

Хайп года! Jaguar совершил категорический ребрендинг

Автопилот
Что открыть в нежилом помещении: топ-5 бизнес-идей Что открыть в нежилом помещении: топ-5 бизнес-идей

Под какой бизнес можно сдать нежилое помещение, чтобы получать прибыль?

Inc.
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ

Минивэн и микроавтобус: есть ли разница?

ТехИнсайдер
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях

Насколько эффективно органы власти используют цифровую открытость?

Forbes
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах

Герои, на которых хочется быть похожим: вспоминаем главные роли Харрисона Форда

Правила жизни
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Интерес над деньгами Интерес над деньгами

Финансовая составляющая – главная мотивация при трудоустройстве у 40% студентов

Ведомости
А вы терпеливый человек? Выберите гору и узнайте факт о себе А вы терпеливый человек? Выберите гору и узнайте факт о себе

Узнайте, насколько хорошо вы умеете терпеть: просто выберите гору

ТехИнсайдер
Дорожки на даче Дорожки на даче

Как экономно обустроить тропинки на садовом участке

Лиза
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем

Как правильно использовать сухой шампунь и каков его смысл на чистых волосах?

ТехИнсайдер
Город, которому нужно 20 лет Город, которому нужно 20 лет

У Саратова есть потенциал, но ему не хватает времени

Weekend
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Защищать нельзя загорать Защищать нельзя загорать

Загорать или нет? Вот в чём вопрос

Здоровье
Откуда к нам прилетела межзвездная комета? Астрономы впервые отследили ее путь Откуда к нам прилетела межзвездная комета? Астрономы впервые отследили ее путь

Астрономам впервые удалось точно установить, откуда прибыл межзвездный гость

Inc.
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Что такое поликарьера и чем она отличается от подработки Что такое поликарьера и чем она отличается от подработки

Горизонтальный рост: что такое поликарьера и кому она подходит

Ведомости
«Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии «Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии

Женские коммуны вместо домов престарелых — как женщины борются с одиночеством

Forbes
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Открыть в приложении