Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

АвтоМирАвто

Техника

Контроль – постоянный

Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

Никто не спорит, что система стабилизации – производители дают им разные названия, но мы, ради краткости, будем использовать привычную аббревиатуру ESP, внедренную немецкой фирмой Bosch, – внесла в обеспечение активной безопасности даже больший вклад, чем когда-то АБС. Она появилась в середине 90-х, и за 20 лет помогла избежать огромного количества аварий: вылетов с дороги, разворотов и прочих последствий потери управления. Не система, а ангел-хранитель, готовый прийти на помощь в любой момент. И когда в ноябре 2014 года ее наличие на всех новых автомобилях, продаваемых в Европе, стало обязательным, никто даже не подумал возразить.

Разные мнения

Другое дело, что ни сами автопроизводители, ни автомобильные фанаты никак не могут договориться, как систему настраивать. Одни настаивают, что она должна работать постоянно и в любых ситуациях. Вторые предпочитают иметь возможность ее отключить и предлагают делегировать право выбора водителю. Третьи хотели бы, чтобы отключалась не система в целом, а только одна ее функция – контроль тяги (что разумно, например, когда надо выехать из заснеженного двора). Четвертые уверяют, что деактивированная система должна автоматически включаться, когда водитель нажимает на тормоз либо когда крен или рысканье превысят определенный предел, поскольку это явные симптомы потери контроля над автомобилем. Спор продолжается непрерывно. И победителей в нем быть не может, ведь у каждого свое обоснованное мнение.

Полное отключение

У «немцев» подход более свободный или, если хотите, менее осторожный: право решать отдано водителю. BMW, например, предусматривает возможность полного отключения электроники не только на модификациях M (чего, собственно, и следовало ожидать), но даже на мирном и спокойном 214 Active Tourer с 95-сильным турбодизелем, который летящим по гоночной трассе не только увидеть, а даже вообразить трудно. Единственное исключение баварцы сделали для электромобиля i3. Как следует из таблицы, приведенной на следующем развороте, автопроизводители, которые предпочитают переложить окончательный выбор на плечи водителя, пусть и со всякими оговорками, составляют абсолютное большинство. Дело доходит до курьезов.

У Volvo, например, всегда есть кнопка (или функция бортового компьютера), которая называется ESC OFF. При этом она отнюдь не отключает систему стабилизации, а всего лишь отодвигает порог ее вмешательства. То есть система продолжает работать и всегда готова одернуть автомобиль, если в повороте тот начнет скользить. Выбор вполне логичный, хотя чтобы разобраться, как именно работает кнопка ESC OFF, придется вчитываться в руководство по эксплуатации.

Кнопка отключения системы контроля устойчивости (ESC) и противобуксовочной системы ставится на Lada XRay с конца сентября. Ею можно оснастить и ранее выпущенные машины – у дилера. «Электронные помощники» можно деактивировать на скорости до 50 км/ч. Поедете быстрее – они автоматически включатся

Чувство опасности

Как бы то ни было, в поведении автопроизводителей проглядывает определенная осторожность, они понимают, что лучше не идти на поводу у доморощенных пилотов, иначе можно оказаться в суде. Именно поэтому руководства по эксплуатации пестрят предупреждениями об опасностях, которые несет в себе частичное или полное отключение ESP: все стремятся дать клиентам максимум информации и избежать ненужных обвинений, которые могут стоить слишком дорого.

Система стабилизации «по умолчанию» постоянно пребывает в состоянии боевой готовности. Но, если не нарушать ПДД, сработать она может разве что на совсем скользкой обледенелой дороге...

В принципе, чувство осторожности и здравый смысл должны подсказать, что отказываться от бесценной в плане безопасности системы не следует. Тем более, если не нарушать ПДД, ESP может сработать разве что на скользкой дороге или в экстренной ситуации. Отключать систему стабилизации долгим нажатием кнопки ESP/ESC (если такая возможность предусмотрена) позволительно только на специально оборудованных закрытых гоночных трассах, где рисковать относительно безопасно. Только и исключительно на треке можно пробовать, насколько работа системы в целом и изменение порога ее срабатывания в частности влияют на поведение автомобиля.

Текст: Сергей Акритов
Фото: АвтоВАЗ, Volvo, Mercedes-Benz

Во главе угла – тормоза

Система стабилизации представляет собой развитие антиблокировочной системы. Два дополнительных датчика – один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси – помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос (левый рисунок) или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает АБС команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует автомобиль (правый рисунок). При сносе система действует похожим образом, только подтормаживается внутреннее заднее колесо.

Основные компоненты

Автомобили с ESP оснащены также АБС и противобуксовочной системой. Гидроагрегат по команде блока управления способен изменять давление на каждом из тормозных механизмов. Бесконтактные датчики измеряют скорость вращения колес. Отдельный датчик отслеживает угол поворота рулевого колеса. Еще один – регистрирует вращение вокруг вертикальной оси и боковое ускорение. Блок ESP при необходимости может отдать команду на снижение тяги мотора.

Никакого единодушия

Отключать ли ESP? Мнения технических специалистов ведущих европейских автокомпаний в этом вопросе часто разнятся.

«Это имеет смысл только на треке, где предусмотрено все, что должно гарантировать безопасность. Так что не знаю, зачем это нужно, если автомобиль однозначно на треке не появится», – говорит руководитель технического департамента Alfa Romeo Роберто Федели. «Лично я считаю, что разрешать клиенту слишком глубоко копаться в настройках неправильно. Все эти ручки, позволяющие выбирать разные варианты, только путают водителя», – добавляет он.

Peugeot, как и Alfa, дает полную свободу только водителям самых динамичных модификаций, но не лишает возможности отключить ESP и остальных – на скорости до 50 км/ч. Французы утверждают, что за счет этого они гарантируют тягу в сложных условиях, например, на снегу. Однако на новых моделях (кроме спорткаров) предусмотрят только отключение контроля тяги, ESP будет работать постоянно.

BMW придерживается более демократичного подхода: «В плане обеспечения устойчивости электроника важнее всего, – говорит Йос ван Ас, отвечающий в концерне за то, чтобы динамика автомобилей соответствовала ожиданиям клиентов. – Но нам важно гарантировать водителю еще и высокие характеристики, и в целом удовольствие от управления автомобилем. Так что мы всегда предлагаем три варианта, а окончательное решение с учетом реальных условий принимает водитель».

Той же философии придерживается технический департамент Jaguar: «В определенных условиях – например, на гоночной трассе или когда сцепные свойства покрытия низки – отключение системы или корректировка алгоритма ее работы позволяет достичь лучших результатов. Если водитель хочет, мы даем ему такую возможность. Правда, отключать ESP мы не рекомендуем, а если он это сделает, на щитке приборов появится соответствующее предупреждение». В общем, до единодушия пока далеко.

Кто самый смелый?

Почти у всех моделей есть кнопка, теоретически позволяющая деактивировать ESP. В реальности же разные автомобили на ее нажатие реагируют по-разному. Вариантов много: от отключения контроля тяги (чтобы на скользкой дороге колеса начинали буксовать – так проще тронуться с места) до полного исключения электроники. А между двумя крайними решениями – несколько промежуточных. Рассмотрим их все.

Примечания:
1) если срабатывает АБС, ESP автоматически включается, но потом отключается;
2) ESP и контроль тяги отключается только до 50 км/ч, но на C1 и C4 Aircross ограничение отсутствует;
3) на 124 Spider система отключается, но в экстренной ситуации автоматически включается;
4) на Q30 и QX30 система автоматически включается в экстренной ситуации, на Q50 можно задать более высокий порог срабатывания;
5) спортивный режим только для AMG;
6) отключение на скоростях до 50 км/ч;
7) на GT86 режим Sport поднимает порог срабатывания системы;
8) на спортверсиях можно поднять порог срабатывания ESP либо полностью отключить ее, но при нажатии на тормоз она включается;
9) горит надпись ESC Off , но на самом деле просто повышается порог срабатывания системы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета

Отрывок из книги «IT как оружие» о том, как IT-индустрия изменила наш мир

Inc.
Median AMB – капсула скорой помощи для автомагистралей Median AMB – капсула скорой помощи для автомагистралей

Разделительную полосу автомагистралей можно использовать для медицинской капсулы

Naked Science
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
Белые и немолодые Белые и немолодые

Кто правит бал в Кремниевой долине

Forbes
Цель визита в Россию: осмотр достопримечательностей Цель визита в Россию: осмотр достопримечательностей

Главные герои сериала «Шерлок в России» Максим Матвеев и Владимир Мишуков

OK!
История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923 История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923

Вот это детектив: то ли фашисты украли у нас песню, то ли мы у фашистов

Maxim
Отпуск по обмену Отпуск по обмену

Восстановление дома 1485 года постройки

AD
Мечты сбываются Мечты сбываются

Известные люди рассказывают о том, что хорошего случилось с ними в 2020 году

Домашний Очаг
«Совместимость. Как контролировать искусственный интеллект» «Совместимость. Как контролировать искусственный интеллект»

Отрывок из книги Стюарта Рассела об искусственном интеллекте

N+1
«Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса «Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса

Касательно подростков мнение родителей единодушно — всех в интернат!

СНОБ
Мы в домике Мы в домике

Герои, которые хранят у себя в каминах огонь светской жизни

Tatler
Чем вредны заменители сахара и есть ли полезные альтернативы Чем вредны заменители сахара и есть ли полезные альтернативы

Заменители сахара могут негативно влиять на сердце и сосуды

РБК
Тарт татен с картошкой и корнеплодами Тарт татен с картошкой и корнеплодами

Ноябрь — сезон необычных пирогов

Weekend
Curiosity нашел на Марсе признаки древнего наводнения Curiosity нашел на Марсе признаки древнего наводнения

Оно могло быть вызвано падением астероида

National Geographic
«Моя идеальная девушка»: чего хотят мужчины «Моя идеальная девушка»: чего хотят мужчины

Как молодые холостяки представляют себе женщину, в которую можно влюбиться

Cosmopolitan
7 признаков того, что вы не нарцисс 7 признаков того, что вы не нарцисс

Живет ли нарцисс в каждом из нас?

Psychologies
«Никогда не принимайте важных решений, если в обсуждении не участвует женщина»: уроки от миллиардера Леонарда Лаудера «Никогда не принимайте важных решений, если в обсуждении не участвует женщина»: уроки от миллиардера Леонарда Лаудера

Отрывок из руководства для начинающих предпринимателей Леонарда Лаудера

Forbes
Ответственная за моду: Мирослава Дума Ответственная за моду: Мирослава Дума

Мирослава Дума вернулась в качестве соосновательницы бренда Pangaia

Glamour
Фарш энтузиасток Фарш энтузиасток

Те, кто освоил рыбные фрикадельки, могут претендовать на гастрономические лавры

Огонёк
Время Селесты Время Селесты

Главное музыкальное открытие года — лондонская певица Селеста

Vogue
Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса» Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса»

Интервью со Стивом Фуллером, известным британским социологом

Эксперт
Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации

Путеводитель по детской иллюстрации с начала 1920-х по начало 1930-х годов

Полка
Почему мясо нельзя с хлебом, а кофе с молоком, или Что мешает усвоению питательных веществ? Почему мясо нельзя с хлебом, а кофе с молоком, или Что мешает усвоению питательных веществ?

Как избежать дефицитных состояний будущей маме?

9 месяцев
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
Правила жизни Венсана Касселя Правила жизни Венсана Касселя

Правила жизни французского актера Венсана Касселя

Esquire
Это табу! Это табу!

7 принципов, которыми нельзя жертвовать ради мужчины

Лиза
Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть

Любимые книги, которые стоит читать перед сном

Seasons of life
Изнасилования и незащищённость: что происходит на пальмовых плантациях, связанных с крупными косметическими брендами Изнасилования и незащищённость: что происходит на пальмовых плантациях, связанных с крупными косметическими брендами

Женщины и подростки подвергаются регулярному насилию на пальмовых плантациях

TJ
Валентина Шевченко: «Я не позволю никому отнять мой титул» Валентина Шевченко: «Я не позволю никому отнять мой титул»

Мы поговорили с чемпионкой UFC накануне ее четвертой защиты пояса

GQ
Открыть в приложении