Автоматизация права: какие возможности пандемия открыла для LegalTech
Почти каждая вторая компания в России в 2020 году обзавелась цифровым роботом — к такому выводу пришла компания Deloitte в результате недавнего исследования. Объем российского рынка LegalTech оценивается в $2 млрд. Перспективы внушительны: по оценкам экспертов, проникновение высоких технологий в сегмент пока не превышает 15%. Развитию способствует, с одной стороны, жесткий экономический стимул, с другой — доступный инструментарий, разработки в области искусственного интеллекта. О том, как технические инновации влияют на правовой сервис и экспертизу, рассказывает управляющий партнер юридической практики Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра.
В лучшем случае по итогам года рынок юридических услуг не досчитается пятой части выручки по сравнению с объемом 2019 года. По прогнозам Центробанка, восстановления стоит ждать — не ранее 2022 года. Восстановление юридического рынка не сильно по своей специфике отличается от любого иного рынка услуг. Сотрудники фирм сообщают о снижении количества заказов, просьбах о рассрочке, скидках со стороны клиентов, задержках выплат за оказанные услуги. Многие компании отказались от расширения бизнеса и найма новых сотрудников.
В то же время перевод сотрудников на удаленную работу, повышение требований клиентов к консультантам и усиление конкуренции подстегнули развитие сферы LegalTech. Этот инструмент поможет рынку восстановиться. Традиционные модели оказания юридических услуг и расчетов за работу уступают место более технологичным подходам. Клиенты все чаще переходят на абонентское обслуживание, отказываясь от привычной схемы «периодическое обращение к консультантам + собственный юридический департамент».
Какие пути восстановления рынка вы видите? Какую роль в этом может сыграть LegalTech?
Компании направляют все усилия на сохранение выручки. Главная задача — привлечь и удержать клиентов в условиях обострившейся конкуренции и борьбы за платежеспособных потребителей. На мой взгляд, фирмам следует перестроить свою деятельность, предложить новые услуги и инструменты, которые помогут клиентам работать эффективнее. Неспроста в обиход вошел специальный термин «вынужденная диджитализация». Причем кризис только подтолкнул естественный процесс.