Артур Гэнсон и его удивительные машины: Леонардо XX века
Мало кому удается быть зачисленным в гении еще при жизни. Но у Артура Гэнсона это получилось: с великим Леонардо да Винчи его сравнивают с завидной регулярностью.
Сам художник не слишком рад этому назойливому восторгу. Однако параллель действительно уместна. Как настоящий «человек Возрождения», Гэнсон — талант исключительно многосторонний. Он с одинаковой свободой обращается и с механикой, и со скульптурой, с легкостью смеется над людьми и поднимается до высот философских обобщений.
Сторона механика
Артур никогда не отличался общительностью. Даже в детстве у него не возникло настоящей близости ни с братом, ни с сестрой, да и друзей практически не было. Почти все свое время будущий художник проводил в одиночестве, рисуя и играя с конструкторами — прежде всего с невероятно популярным в те годы Tinkertoy из деревянных деталей.
Постепенно от сборки стандартных моделей мальчик перешел к созданию механизмов собственного изобретения. Одним из первых простых опытов стала «ледяная машина» — поставленный на лыжи игрушечный автомобиль с простым двигателем. И конечно, особый интерес Артура вызывали рисунки и схемы знаменитого уже тогда художника Руба Голдберга, автора «невероятно сложных устройств для выполнения самых простых действий». С годами любовь к конструированию поднялась до уровня интуиции опытного механика. «В начале, когда я только ставлю перед собой задачу, у меня не бывает четкого представления о том, как именно будет работать та или иная машина, — рассказал нам Артур Гэнсон. — Но у меня есть особое чувство… чувство ее общей конструкции, того, как она должна быть устроена, когда все будет готово».
Необходимость воплощать в жизнь странные механизмы диктует свои правила игры. Зачастую для них не подходят обычные инструменты — и тогда Гэнсон создает свои. «Я изобретаю не только механизмы, но и инструменты, с помощью которых их собираю, — говорит художник. — У меня есть необычные приспособления для точного изгибания проволоки, для центрирования зубчатых колес и т. д.».
Сторона художника
Набор увлечений будущего художника оказался чрезвычайно широк. Любовь к рисованию развилась в попытки создания собственных простых мультфильмов на краях тетрадей. Артур провел не один месяц, оттачивая исполнение фламенко на гитаре, занимался программированием и даже интересовался хирургией. Впоследствии все эти интересы вылились в нечто большее и универсальное: в любовь к точной, тонкой и усердной работе руками, к механической логике, лежащей в основе вещей и движений.