Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта
Исследователи из Новосибирского государственного университета, Института археологии и этнографии СО РАН и Сибирского федерального университета изучили коллекции позднепалеолитического комплекса Усть-Кова в Северном Приангарье, уделяя особое внимание различным технологиям, задействованным в создании мобильного искусства — портативных предметов, вырезанных из бивня мамонта в период верхнего палеолита.
В устье реки Кова (Красноярский край, Кежемский район) находилась деревня Усть-Кова, в окрестностях которой располагался один из самых известных археологических памятников в Северном Приангарье. Однако во время строительства Богучанской ГЭС он был затоплен. Работы на нем проводились еще до этого. Тогда, в 1980-е годы, систематические раскопки вела Северо-Ангарская археологическая экспедиция под руководством сотрудника Красноярского государственного педагогического института Николая Ивановича Дроздова. Статья об этом вышла в журнале Archaeological Research in Asia.
Обнаруженные группой исследователей находки из бивня мамонта содержали следы красной и черной краски. «В то время изучать эти фрагменты цветного материала не представлялось возможным. Не было техники и технологий, которые у нас есть на сегодняшний день, — говорит профессор кафедры археологии и этнографии Новосибирского государственного университета доктор исторических наук Людмила Валентиновна Лбова. — Сейчас артефакты из Усть-Ковы могут быть проанализированы с использованием мультидисциплинарного подхода, который объединяет спектральный анализ и реконструкцию технологии производства».
Изучая коллекцию, хранящуюся в фондах музея ИАЭТ СО РАН, специалисты выделили две большие группы: «Бусины и их заготовки, предметы личного украшения» и «Скульптуры». Первая представлена тремя подгруппами: мелкими бусинами (диаметром до 3 мм), среднего размера (7—10 мм) и крупными плоскими бусинами (11—15 мм). На поверхности находок этой коллекции ученые обнаружили следы шлифовки, а также в некоторых случаях строгания ножом. Например, для крупных бусин видно, что нож использовался, чтобы сглаживать контуры и нарезать бороздки, а отверстие в центре бусины сделано благодаря двустороннему сверлению без следов расширения отверстия. Также на поверхности предметов исследователи нашли остатки охры.