«Апокалипсис сегодня» — фильм-долгострой, который едва не лишил Фрэнсиса Форда Копполу рассудка. Рассказываем о шедевре кинематографа
Фрэнсису Форду Копполе — 82 года. Режиссер назвал «Апокалипсис сегодня» произведением искусства, лучшим из того, что он мог создать. Фильм получил два «Оскара» и главную награду Каннского фестиваля. Снятый по мотивам войны США во Вьетнаме, он остается одним из главных эпических высказываний о мрачных проявлениях человеческой природы на войне.
«Моя картина — это не фильм. Моя картина не о Вьетнаме. Это и есть Вьетнам» — с этими словами обратился к публике Каннского фестиваля 1979 года режиссер Фрэнсис Форд Коппола, представляя свою ленту «Апокалипсис сегодня». Для Америки того времени Вьетнам — символ бесконечной войны. Так что речь Копполы смело можно было бы воспринять следующим образом: «Мой фильм — это и есть война». Война как таковая, не являющаяся приложением ни к экономике, ни к политике. Война, которая обладает собственной природой. Осмелевший начать ее открывает ящик Пандоры. Именно такой она, война как стихия, предстает перед зрителями величайшего кинемотографического эпоса XX века.
«Апокалипсис сегодня» стал самым знаковым и долгожданным произведением Копполы, дорога к нему лежала через 238 съемочных дней в филиппинских джунглях. Размах работы был поистине впечатляющим, в качестве массовки было задействовано целое племя индейцев ифугао и армия Филиппин, которая предоставила для картины свои вертолеты. Вертолеты были с боевыми филиппинскими пилотами, и они время от времени срывались из-под камер прямо в зону уже настоящих боевых действий с местными повстанцами, против которых воевало правительство страны. За время съемок Коппола едва не лишился рассудка, заложил имущество своей кинокомпании, а исполнитель главной роли Мартин Шин перенес сердечный приступ. Картина рождалась в муках и тревогах, режиссер многократно правил сценарий, а его финал, по словам Копполы, явился ему в ночных кошмарах. Только благодаря своей легендарной упрямости и склонности к риску Коппола смог завершить съемки, совершенно при этом не будучи уверенным в том, что его работу оценят и примут.
Сама история создания «Апокалипсиса сегодня» восходит еще к 1960-м. Тогда ее сценаристу Джону Милиусу пришла в голову идея экранизации повести классика британской литературы Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1899). Ему казалось, что война во Вьетнаме может стать идеальным местом для адаптации этого произведения в современной культуре. Тщеславие Милиуса также подстегивал тот факт, что еще никто из кинематографистов не смог экранизировать шедевр Конрада. В свое время это даже пытался сделать Орсон Уэллс, но безуспешно. Идея стать первым вдохновила молодого кинематографиста.