Алтарный триптих — один из самых узнаваемых форматов нидерландской живописи

ArzamasКультура

Анатомия нидерландского алтаря

Алтарный триптих — один из самых узнаваемых форматов нидерландской живописи Средневековья и Возрождения. Медиевист Михаил Майзульс подробно рассказывает о том, кто, как и зачем заказывал и создавал створчатые образы и как они со временем уступили место привычным нам картинам

Йос ван Клеве. Распятие со святыми и дарителями. Около 1520 года. © The Metropolitan Museum of Art

Придя в художественный музей, мы легко убедимся, что главная форма европейской (в частности, нидерландской (Речь идет об исторических Нидерландах: в наши дни эти земли входят в состав Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Франции.)) живописи Нового времени — это картина. Образ, написанный красками на холсте. Прямоугольник, реже квадрат, овал или круг, заключенный в раму. Портрет, пейзаж, натюрморт, нравоучительная или религиозная аллегория, сцена из античной мифологии или из Библии. Крошечные и огромные, купленные в лавке у художника-мастерового или заказанные у прославленного мастера. Эти образы могли висеть в частном доме или во дворце монарха, в ратуше или в таверне, а некоторые из них — в церкви. Однако их объединяло главное: изображение было написано только с одной стороны холста; его вешали на стену и никак с ним физически не взаимодействовали; оно предназначалось для того, чтобы его созерцать.

Однако большая часть образов, которые c конца XIV — начала XV века создавали старые нидерландские мастера (Мельхиор Брудерлам, Робер Кампен, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Ханс Мемлинг, Иероним Босх и другие), были устроены принципиально иначе. Многие из них состояли не из одного изображения — окна в мир, написанный красками, — а из нескольких скрепленных друг с другом панелей.

В зависимости от их числа такие образы сегодня называют диптихами, триптихами, квадриптихами и полиптихами (В нидерландских и французских документах того времени этих слов мы не найдем. В них говорится об образах с «дверями», «крылья­ми» или «листами».). Две, три, четыре, шесть или больше створок, словно двери, соединялись петлями, которые делали их подвижными, а изображение обычно располагали не с одной, а с обеих сторон.

В отличие от привычной нам картины это были интерактивные объекты. Многие из них создавались для того, чтобы служить визуальной опорой для благочестивых упражнений или торжественным фоном для богослужения. Одни носили с собой и ставили у изголовья кровати, чтобы помолиться. Другие водружали на небольших алтарях в домашних часовнях или на главных алтарях (У слова «алтарь» несколько значений: в этом случае речь идет о престоле, на котором совершается евхаристия.) огромных церквей и соборов. Перед ними горели свечи, лежали мощи святых в реликвариях и дары, которые приносили верующие, их открывали и закрывали в ритме богослужений и церковных праздников. В том, как устроен средневековый и ренессансный образ со створками, нам и предстоит разобраться. В основном мы будем говорить о триптихах и полиптихах.

Формы: центр и створки

В арсенале нидерландских мастеров XV–XVI веков были створчатые образы множества форм и размеров. В простейшем варианте к центральной панели или ящику в форме прямоугольника или квадрата прикрепляли одну или несколько пар створок-прямоугольников. Часто центральную часть делали более сложной формы — в виде перевернутой буквы Т. Позже в моду вошли триптихи с полукруглым или каким-то еще фигурным верхом.

Жан Белльгамба. Алтарный образ из Ле-Селье с открытыми створками. 1509 год. © The Metropolitan Museum of Art
Жан Белльгамба. Алтарный образ из Ле-Селье с закрытыми створками. 1509 год. © The Metropolitan Museum of Art

Боковые створки защищали красочный слой внутри от свечной копоти и повреждений. Однако намного важнее другое: они создавали дополнительные поверхности для изображений, позволяли выстроить более сложное визуальное послание и организовать сцены в иерархию.

Существовали живописные триптихи, где все сцены на центральной панели и на боковых створках были написаны красками — как на знаменитом Гентском алтаре (В русскоязычной традиции алтарные образы нередко называют алтарями — Гентский алтарь, алтарь Страшного суда и т. д.) (завершен в 1432 году), созданном братьями Хубертом и Яном ван Эйками (Он был начат обоими братьями, а завершил его Ян. Их вклад разделить сложно, поэтому дальше мы будем говорить о Гентском алтаре как о творении Яна ван Эйка.).

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 1432 год. © Sint-Baafskathedraal (собор Святого Бавона, Гент), www.artinflanders.be, photo: Dominique Provost

Были скульптурные триптихи — работа резчиков по дереву. Как правило, в центральном ящике стояли статуи святых, а на створках закрепляли панели с рельефами — сценами Страстей Христовых или эпизодами из жития святого, которому был посвящен этот образ. Кроме того, нидерландские мастера, как и их собратья из германских земель, часто совмещали скульптуру с живописью. Как правило, в центре такого триптиха был ящик со статуями или рельефами, а сцены на боковых створках писали красками.

Главные сюжеты и фигуры помещали внутри — на центральной панели. Дополнения к ним — на внутренней поверхности створок, а менее значимых персонажей — снаружи, на их внешней стороне.

Поклонение волхвов. Триптих неизвестного германского художника. XVI век. © The Metropolitan Museum of Art

В середине XV века в Брюсселе кем-то из учеников Рогира ван дер Вейдена был создан триптих, который сейчас хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Его центральная панель выполнена в форме перевернутой буквы T. К ней прикреплена пара боковых створок и пара маленьких створок сверху.

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Алтарный образ с изображением Рождества. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art

Начнем с того, что изображено с внешней стороны. На маленьких верхних створках написано грехопадение Адама и Евы, совмещенное с их изгнанием из рая. На главных створках — святой Иоанн Креститель (с агнцем, сидящим на книге) и святая Екатерина Александрийская (с пыточным колесом и тираном-язычником, лежащим у ее ног).

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Грехопадение. Верхние створки алтаря. Внешняя сторона. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art
Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Иоанн Креститель и Екатерина Александрийская. Нижние створки алтаря. Внешняя сторона. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art

Большие створки не закрывают центральную часть главной панели. Это значит, что раньше там были еще две створки. Одна из них, где внутри изображено обрезание Христа, а снаружи — святой Иоанн Евангелист, хранится в частной коллекции, а судьба второй неизвестна.

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Рождество. Центральная часть алтаря. Фрагмент. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art

А теперь откроем триптих. Его центральная тема — боговоплощение. Главная сцена, которая задает логику всего образа, находится в середине центральной панели. Дева Мария и ее муж Иосиф с ангелами поклоняются младенцу Христу, который лежит на плаще матери.

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Видение Девы с младенцем императору Августу. Центральная часть алтаря. Фрагмент. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art
Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Трое волхвов поклоняются звезде с фигуркой младенца. Центральная часть алтаря. Фрагмент. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art

По бокам изображены сцены, в которых мир признает новорожденного Мессией. Слева перед римским императором Августом предстает видение — огненный круг, а в нем Дева с младенцем, сидящая на алтаре. По средневековому преданию, Тибуртинская сивилла — языческая пророчица — возвестила ему о грядущем рождении спасителя мира. Справа трое волхвов, царей-язычников, видят в небе чудесную звезду с фигуркой младенца. Она приведет их в Вифлеем, где они поклонятся новому царю иудейскому, искупителю человечества.

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Сретение. Боковая створка алтаря. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art
Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Поклонение волхвов. Боковая створка алтаря. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art

На левой створке изображена сцена, хронологически предшествовавшая Рождеству, — Сретение: встреча Марии, беременной Христом, и Елисаветы, беременной Иоанном Крестителем — последним из пророков. Именно он наречет Христа «Агнцем Божьим, который берет на себя грех мира» (Ин. 1:29.) и крестит его в реке Иордан. На правой створке мы видим само поклонение волхвов, которые уже пришли в Вифлеем со своими дарами.

Сверху над хлевом, в котором на свет появился Христос, в небесах парит Бог Отец в облике старца в императорской короне. Рядом с ним два ангела с молитвенно сложенными ладонями, а на маленьких створках по бокам изображено еще по два ангела, которые славят Творца.

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Бог Отец в окружении ангелов. Верхняя часть алтаря. Середина XV века. © The Metropolitan Museum of Art

Повествование строится слева направо (от Сретения к поклонению волхвов). Однако центральная сцена, в целом встроенная в этот поток времени, одновременно выделена из него. Это главный сюжет триптиха, призывающий верующих вместе с Марией и Иосифом поклониться новорожденному Богочеловеку, а персонажи соседних сцен — император Август и три языческих волхва — развернуты к нему, в центр.

В итоге выходит ясная схема: внутри — история вочеловечивания Бога Сына и его явления миру как Спасителя. Снаружи — грехопадение, которое сделало необходимой крестную смерть Христа и искупление им грехов человечества, а также фигуры святых, которые вели к Христу, свидетельствовали о нем, а теперь на небесах ходатайствуют перед ним за людей.

Створки: открытые и закрытые

Сегодня не только в музеях, но и в церквях старинные триптихи обычно стоят открытые, и зритель в любой момент может увидеть сцены, написанные внутри. Однако раньше все было не так. Большую часть времени они были закрыты — в обычные дни верующим были доступны изображения, написанные на внешней стороне створок. Триптихи открывали только во время мессы по воскресеньям или того реже — в важнейшие церковные праздники.

В начале XVI века Андреас Штосс, сын известного немецкого скульптора Файта Штосса и приор кармелитского (Кармелиты — общее название католических монашеских орденов и конгрегаций, исторически связанных с традициями монастыря отшельников на горе Кармил (Кармель) в Израиле, который был основан в конце XII — начале XIII века. Для кармелитов характерно особое почитание Пресвятой Богородицы и пророка Илии.) монастыря, подробно описывал, как нужно обращаться с алтарным образом, созданным его отцом для церкви Святого Лаврентия (Лоренцкирхе) в Нюрнберге. Его следовало открывать только на праздники: Рождество, Пасху, Пятидесятницу (Пятидесятница — один из главных христианских праздников, в который вспоминают сошествие Святого духа на апостолов. В православной традиции — то же, что День Святой Троицы, или Троица. В западном христианстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено: Троицу отмечают в следующее воскресенье за Пятидесятницей, которую празднуют на 50-й день после Пасхи.), Вознесение, Троицу (Троица, или День Святой Троицы — праздник, посвященный прославлению Святой Троицы. В западнохристианской традиции его отмечают в следующее воскресенье после Пятидесятницы, на 57-й день после Пасхи. В восточнохристианской — на 50-й день после Пасхи.), День всех святых, Богоявление, Тело Господне (Тело Господне — праздник, посвященный почитанию Тела и Крови Христа, его отмечают 22 июня.), в день посвящения монастырской церкви и во все праздники Девы Марии. Штосс рекомендовал дважды в год мыть триптих и просил не ставить перед ним крупных свечей, так как они дают слишком много копоти.

Поскольку в обычное время алтарные образы были закрыты, некоторые именитые паломники или путешественники платили ризничим (Ризничий — человек, заведующий ризницей, помещением (в церкви или монастыре), где хранится богослужебное облачение и церковная утварь.), чтобы на них посмотреть. Так, Альбрехт Дюрер, будучи в Нидерландах, договорился, чтобы ему открыли Гентский алтарь (Сейчас Гент входит в состав Бельгии; Гентский алтарь находится в кафедральном соборе Святого Бавона.), а в Кёльне — большой алтарь с изображением поклонения волхвов, написанный Штефаном Лохнером (Штефан Лохнер (ок. 1410 — 1451) — немецкий живописец, прозванный мастером Штефаном Кёльнским.). Сейчас Гентский алтарь открывается каждый день утром, а вечером закрывается. В марте 2021 года после масштабной реставрации его установили в часовне Святого Причастия собора Святого Бавона.

Истоки: как возникли створчатые образы

У самого формата триптиха или полиптиха, который был так популярен в Нидерландах на рубеже Средних веков и Нового времени, были очень давние корни. Иконы-складни с боковыми створками были распространены еще в Византии (Около трети древних икон, сохранившихся в монастыре Святой Екатерины на Синае, до сих пор остаются или когда-то были частями триптихов.). В XII–XIII веках такие образы появились и на католическом Западе.

Реликварий-триптих из Ставло. Около 1156–1158 годов. © The Morgan Library & Museum

Например, там стали делать реликварии с открывающимися створками. Внутри хранились кусочки мощей святых или какие-то другие реликвии (от фрагментов их одеяний до инструментов казни). Чаще всего створки таких ковчегов были украшены изображениями, которые объясняли, что скрыто внутри, и прославляли святых и Христа.

Створчатые образы с рельефами, скульптурами или фигурами, написанными краской, — тоже родственники реликвариев. Их связь видна в том, что во многих концах Европы алтарные образы порой служили хранилищами мощей. Например, в бывшем цистерцианском аббатстве в Доберане (Германия) до сих пор стоит огромный триптих, созданный в начале XIV века. В центральном ящике некогда находилась статуя Девы Марии с младенцем, а вокруг устроены полки для реликвий.

Задачи: мессы и молитвы

В Нидерландах XV–XVI веков створчатые триптихи — совмещавшие скульптуру с живописью или полностью живописные — выполняли несколько разных ролей.

Главная из них состояла в том, что они стояли на алтарях — в соборах, монастырских или приходских церквях, а также в домовых часовнях. Там они служили ретаблями (от латинского retro и tavola — «за престолом»): притягивали взоры верующих к алтарю и совершающемуся перед ним таинству, создавали вокруг него сакральную ауру и напоминали о рождении, страданиях и, главное, крестной смерти Христа или о подвигах святых, которым был посвящен конкретный алтарь или весь храм.

Рогир ван дер Вейден. Алтарь семи таинств. Около 1445–1450 годов. © Royal Museum of Fine Arts, Antwerp (Королевский музей изящных искусств, Антверпен), www.artinflanders.be, photo: Hugo Maertens

Некоторые из таких образов были немалых, а порой и колоссальных размеров. Например, размер триптиха, посвященного семи таинствам, который написал Рогир ван дер Вейден, достигает 2 × 2,2 метра. Ширина Гентского алтаря в открытом состоянии — около 5,2 метра (в закрытом — около 2,6 метра), а высота — около 3,75 метра. Как такие колоссальные конструкции появились?

В раннее Средневековье на католическом Западе священник во время мессы стоял за невысоким жертвенником — лицом к пастве. Никаких икон или крупных скульптурных групп на алтаре не было. Они заслонили бы от собравшихся и самого священника, и, главное, Святые Дары — хлеб и вино, которые в таинстве евхаристии, как учила Церковь, становятся Телом и Кровью Христа.

Фрагмент миниатюры из манускрипта «Книга о полном благодати правлении князя». Брюгге, около 1450–1483 годов. © British Library
Миниатюра из манускрипта «Люцернская хроника» Диболда Шиллинга Младшего. Люцерн, 1513 год. © Zentralbibliothek Luzern

В эту эпоху изображениями украшали только переднюю стенку алтаря. Такие образы — рельефы, вырезанные из камня или дерева, сцены, написанные на доске красками, или чеканка по металлу — называют антепендиумами (от латинского ante и pendere — «висящий спереди») или фронталями (от слова «передний»).

Позже священник начал служить не за, а перед алтарем, повернувшись к пастве спиной. На алтарях или за алтарями стали устанавливать образы, сначала невысокие и довольно простые, а потом, в XIV–XV веках, все более монументальные, с боковыми створками и архитектурными балдахинами наверху.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Последнее танго Дон Жуана. О новом спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт Последнее танго Дон Жуана. О новом спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт

Этот спектакль стал главной сенсацией Москвы

СНОБ
3 простых способа проявить эмпатию в разговоре 3 простых способа проявить эмпатию в разговоре

Как выражать эмпатию?

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Как мыслить неординарно? Самое популярное эссе инвестора Пола Грэма Как мыслить неординарно? Самое популярное эссе инвестора Пола Грэма

Как стать оригинальнее?

Reminder
В книге 17 века о насекомых сохранилась бабочка. Она лежала рядом со своим изображением В книге 17 века о насекомых сохранилась бабочка. Она лежала рядом со своим изображением

Сотрудница библиотеки Кембриджского университета нашла бабочку в книге XVII века

National Geographic
Двусторонняя ткань охладила и согрела имитацию человеческой кожи Двусторонняя ткань охладила и согрела имитацию человеческой кожи

Инженеры создали текстиль, одна сторона которого охлаждает, а другая согревает

N+1
Приматы подражают друг другу, чтобы избежать конфликта Приматы подражают друг другу, чтобы избежать конфликта

Оказавшись на территории конкурента, обезьяны меняют свое произношение

National Geographic
Паразиты наделяют муравьев долголетием, но в этом нет ничего хорошего Паразиты наделяют муравьев долголетием, но в этом нет ничего хорошего

Ленточные черви преследуют долговременные цели

National Geographic
В Изернии найдена мраморная голова императора Августа В Изернии найдена мраморная голова императора Августа

Уникальная находка может открыть неизвестные страницы в римской истории города

N+1
Личные драмы Ходченковой, Деревянко и других звезд сериала «Домашний арест» Личные драмы Ходченковой, Деревянко и других звезд сериала «Домашний арест»

Реальная жизнь звезд сериала «Домашний арест» полна драматических событий

Cosmopolitan
«Иногда к психотерапевту ходят не для решения, а для избегания проблем» «Иногда к психотерапевту ходят не для решения, а для избегания проблем»

Гештальт-терапевт — о псевдопсихологии и разрушении ложного «я»

Reminder
Как нормально отказать боссу Как нормально отказать боссу

Как отказать боссу

VC.RU
Шаги розничной консолидации Шаги розничной консолидации

«Магнит» присоединяет к себе «Дикси», а «Лента» — сеть Billa

Эксперт
Бенкендорфы Бенкендорфы

Род Бенкендорфыов был известен благодаря Александру, душителю свобод

Дилетант
Квантование электрического заряда измерили линейкой Квантование электрического заряда измерили линейкой

Физики заставили каплю масла левитировать в оптической ловушке малой жесткости

N+1
Смелый пингвин запрыгнул в лодку к туристам: видео Смелый пингвин запрыгнул в лодку к туристам: видео

Антарктический пингвин запрыгнул в лодку к туристам

National Geographic
Подарок молодым хозяйкам Подарок молодым хозяйкам

История книги Елены Молоховец, научившей общество питаться дешево и вкусно

Вокруг света
И ботаники делают бизнес 1+2 И ботаники делают бизнес 1+2

Удивительная история основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова

kiozk originals
Почему подросткам не рады на детских площадках Почему подросткам не рады на детских площадках

Почему истории с участием подростков всегда вызывают бурю эмоций?

Psychologies
Древнейшее изображение гориллы за пределами Африки нашли на шелковой миниатюре Древнейшее изображение гориллы за пределами Африки нашли на шелковой миниатюре

Древнейшее изображение гориллы, найденное за пределами Африки

N+1
«Царь-батюшка»: почему мы относимся к властям как к родителям «Царь-батюшка»: почему мы относимся к властям как к родителям

Вы часто говорите, что в ваших проблемах виноваты власти?

Psychologies
«Королевство дочерей»: как устроен настоящий матриархат «Королевство дочерей»: как устроен настоящий матриархат

Как выглядит жизненный уклад матриархального племени

Cosmopolitan
Как худеть, подскажет тонометр Как худеть, подскажет тонометр

Проблемы с давлением не должны быть поводом избегать спортивных нагрузок

Худеем правильно
Мобильный топ: 10 лучших игр для смартфонов на Android Мобильный топ: 10 лучших игр для смартфонов на Android

Десятка самых интересных мобильных игр

CHIP
Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица Васаби, японский хрен или китайская зелёная горчица

Приправа, о которой многие слышали, но мало кто знает, что это такое

Наука и жизнь
Можно все! 25 доказательств того, что после 30 жизнь становится только лучше Можно все! 25 доказательств того, что после 30 жизнь становится только лучше

Кажется, что после 30 лет все меняется и... не в лучшую сторону, но это не так!

Cosmopolitan
Прикинь, да? Как выглядят солисты «На-На» спустя 32 года после основания группы Прикинь, да? Как выглядят солисты «На-На» спустя 32 года после основания группы

Как изменились парни с тех пор и что стало с выбывшими из «На-На» музыкантами?

Cosmopolitan
Перемена слагаемых Перемена слагаемых

Устали от стандартных маршрутов и толп туристов на курортах?

Добрые советы
Потерялся в лесу Потерялся в лесу

Фрагменты книги инструктора «Лиза Алерт», посвященные поискам в лесу

Домашний Очаг
Лёгкое дыхание Лёгкое дыхание

Интерьер, оформленный на стыке минимализма и экостиля

Идеи вашего дома
Открыть в приложении