Алкогений: Эдгар По
«Мои недруги объясняли безумие пьянством, вместо того чтобы объяснять пьянство безумием...»
Классик американской литературы Эдгар Аллан По был не только гениальным писателем и поэтом. Он страдал психическими заболеваниями и был потомственным алкоголиком. Безумец Эдгар, страницы прозы которого населяли замурованные заживо дьявольские коты, гипнотизеры, сфинксы и смертельно больные возлюбленные, был одним из первых, кто откровенно сублимировал свои пьяные кошмары в литературу. Отец и мать Эдгара умерли от чахотки, когда ему было два года. Старуха-нянька кормила его хлебом, вымоченным в джине. Он начал пить в 17 лет, когда приемный отец выгнал его из дома.
Из-за врожденного порока сердца По после стакана рома впадал в состояние просветления, а после второго — в ярость. Он вывел себя в рассказе «Прыг-Скок» в роли карлика-шута: «Прыг-Скок не любит вина, оно доводит бедного уродца до исступления».
Эдгар По пользовался алкоголем как проводником в ад и хаос своего подсознания. В «Падении дома Ашеров» брат хоронит родную сестру заживо, после чего она выскребает себя из гроба и приходит за братом. В «Лигейе» покойная жена героя с того света травит его нынешнюю жену и является ему, обезумевшему от бессонницы и горя. Еще пинту темного, сэр?
Стремясь к душевному здоровью, писатель однажды решил, что будет строить свои произведения исключительно по законам логики и анализа. Так невзначай он придумал жанр детектива и его основные элементы: образ частного сыщика — наркомана-ипохондрика и идею о всесильности разума, способного решить любую проблему. Без его рассказов про Огюста Дюпена не было бы ни Шерлока Холмса, ни Эркюля Пуаро.