Алексей Учитель: «Фильм можно запретить, только если он нарушает законы государства»
Режиссер Алексей Учитель рассказал Forbes Life, почему не каждый человек со смартфоном может стать режиссером и в чем ценность документального кино
15 сентября в Санкт-Петербурге стартует XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку». За несколько дней до открытия фестиваля Forbes Life поговорил с его президентом Алексеем Учителем.
Алексей, почему фестиваль называется «Послание к человеку»?
Название «Послание к человеку» принадлежит замечательному петербургскому режиссеру-документалисту Михаилу Литвякову, который и организовал этот фестиваль. Смысл в том, что авторы каждого фильма через призму экрана передают некое послание, искреннее и важное, стремясь найти ответные чувства у зрителя.
В международном конкурсе документальных фильмов практически нет представителей России, они собраны в отдельном национальном конкурсе. С чем это связано?
За последние семь лет мы расширили палитру событий фестиваля, но главным, все же, остается международный кинематографический конкурс. В мире, кстати, всего два таких фестиваля, где одновременно представлено и документальное, и анимационное, и игровое кино, а также короткометражные картины. Второй такой проходит в Амстердаме. И как в любом международном соревновании, от каждой страны могут участвовать одна-две картины. Национальный конкурс российского документального кино был создан специально для молодых авторов. Мы пытаемся найти новые таланты в режиссерском, операторском, сценарном деле.
Студенческие работы могут попасть в конкурс?
Для нас главное, чтобы автор фильма имел собственный взгляд на действительность, собственное послание к человеку. Ограничений нет. Студенты тоже участвовали и получали призы. Но уровень художественного высказывания должен быть не ученический — это совершенно точно.
Как, на ваш взгляд, развивается отечественное документальное кино?
Чтобы документальное кино развивалось, оно должно получать государственную поддержку, полностью финансироваться государством. Кинотеатры стали редко показывать документальные фильмы, и если это происходит, то, очевидно, что это очень знаковые работы. Кстати, в последние годы и Канны, и Венеция, и Берлин с удовольствием включают в программу интересные документальные картины. Тенденция современного кинематографа в том, чтобы создавать произведения, используя различные формы: и игровые, и документальные, и элементы анимации. Мы приветствуем такой творческий подход. Если в документальном кино использована анимация, это любопытный