Стендаперы — о том, как юмор в России превращается в последнее прибежище свободы

СНОБРепортаж

Звезды стендапа Александр Незлобин и Елена Новикова — о Навальном и протестах, Путине и шутках о политике, женщинах и геях в юморе

5d2f8393923d92b0a47d94bd3bddd3ca6a679fb8341cbddc5e2b54aad2e69767.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Юмор в России превращается в последнее прибежище свободы. Стендап, пока что лишенный цензуры, говорит о проблемах, которые власть предпочитает игнорировать. Только там можно услышать фамилию Навальный, посмеяться над ним и над Путиным, а еще как над белыми цисгендерными мужчинами, так и над радикальными феминистками. Впрочем, юмор меняется вместе со временем, и то, что недавно казалось смешным, произносить со сцены становится неприлично. В честь премьеры сериала «Я не шучу», который выходит на платформе КиноПоиск HD, замглавреда «Сноба» Ренат Давлетгильдеев и специальная корреспондентка проекта Саша Чернякова встретились с авторами сериала и поговорили о границах шуток, женщинах и геях в стендапе, цензуре в юморе и новой этике.

Саша Чернякова — Елена Новикова

«Я женщина-стендапер в Кузьминках»

Ɔ. Еще в трейлере говорится, что сериал «основан на реальной жизни». Про что этот сериал и трудно ли играть саму себя?

В сериале — ситуации из моей жизни, которые мы довели до кинематографического языка. То есть события знакомые, но местами утрированные. При этом играть саму себя вообще не сложно. Входи в кадр и говори свой текст, что тут сложного? Для меня это история про женщину-автора, комика, и ее муза — ее собственная жизнь. Дети, мужчины, работа — это в определенном смысле источник ее вдохновения. Но у нее нет какой-то супер-цели, как в коммерческом кино, где герой непременно чего-то добивается, преодолевает препятствия и в конце получает надежду на лучшую жизнь. Также и у меня сегодня нет этой супер-цели. Такое мышление ближе тридцатилетним людям, которые только пытаются чего-то достичь. Моя же героиня смотрит на жизнь через призму своего опыта, и я скажу так: в пятидесятилетнем возрасте ты уже никому ничего не доказываешь. Тебе просто хочется, чтобы от тебя отстали. Ты уже все разложила по полочкам: если тебе хорошо, всем вокруг будет хорошо. Просто кайфуй, делай, что интересно и живи. А ей интересно лавировать на своем ковчеге в Кузьминках, с детьми, мужьями, свекровью и собакой, это ее идеальная среда, тут она счастлива. Не знаю, насколько это понятно будет зрителям, но лично мое кино вот об этом. Артхаус? Он самый.

Ɔ. Ты пришла в стендап в 15-м году. До этого ты очень долго работала актрисой. Твой уход как-то связан с фразой «Хочу, чтобы от меня все отстали»?

Да, наверное, это отчасти так. Я поняла, что в стендапе могу рефлексировать и рассказывать о себе. До этого я работала в театре пятнадцать лет, и у меня была очень активная актерская жизнь. Три «Аленьких цветочка» с утра, а вечером Шекспир. И так тридцать дней в месяц. В какой-то момент я задала себе вопрос: что я тут делаю вообще? Я в прямом смысле жила в театре: халат, зубная щетка, тапочки и букет ландышей, который приносил кто-то из тайных воздыхателей администрации театра. Это страшно, когда ты находишься пятнадцать лет на одном месте и ничего не меняется, а тебе уже не двадцать пять, становится стыдно, даже пошло. И я ушла из театра. После тридцати родила детей, и на какое-то время полностью посвятила себя им. Но я все-таки актриса. Мне нужны аплодисменты, нужно быть в кадре, находиться в центре внимания. Стендап для меня оказался таким возвращением в профессию, мне сразу стало это интересно: ты одновременно и актриса, и сценарист, и автор, и режиссер, и продюсер. А главное — лидер мнения, который через монолог протаскивает в массы лично свои убеждения. Мне кажется, этим и должен заниматься настоящий актер, чтобы прокачать свое мастерство.

Ɔ. Каково быть женщиной-стендапером в России?

Я скорее женщина-стендапер в Кузьминках. Поначалу было трудно. Писать шутки, проверять их каждый день в клубах, а это не всегда удачные выступления. Ты всегда готовишься к тому, что сегодня ты не зайдешь, не попадешь в зрительское настроение. Перестать волноваться невозможно. Опытные стендап-комики знают: надо общаться с залом, чтобы завоевать кредит доверия, а я еще этого не умею. Учусь, но пока выходит коряво, потому что я то сразу начинаю бомбить какими-то шутками, а зрители не въезжают, что происходит и кто я такая, либо я начинаю тонуть в этом общении, потому что кто-то в носу ковыряется, кто-то воздевает руки к небу, глаза закатывает: «Господи, какая старая баба, что она говорит вообще!» Конечно, это все в моей голове, они так не думают, просто я еще не уверена в себе.Сформулировать шутку коротко и понятно очень сложно. Прежде, чем этот бриллиант найдется, пройдут десятки выступлений. Этим надо постоянно заниматься, а у меня дети, у них школа, колледж, кружки. Мне сложно одновременно и проверять шутки, и отвести ребенка на сольфеджио, в бассейн, еще куда-то. Часто жертвую концертами, когда знаю, например, что у ребенка проблемы с математикой и нужно ему помочь. А надо бы выступать каждый день, но у меня не всегда из-за семейных дел получается. Короче, все, как в нашем с Леной Красильниковой сериале.

Ɔ. Ты когда-нибудь сталкивалась с мнением, что женский юмор — отстой?

Давным-давно, может быть. Я с детства не любила эти юмористические программы, которые смотрели мои родители по телеку. Все эти аншлаги, огоньки и прочее. Непонятные образы женщин в фартуках или шляпах, которые говорят о каких-то несуществующих вещах противными голосами — я не видела их в своей жизни, непонятно было, над чем родители смеются. И это очень бесило. Потому что они оккупировали телевизор на два часа, а по другой программе шел, допустим, фильм с Джонни Деппом.

Ɔ. Потом появился Comedy Woman с довольно стереотипными женскими образами и мизогинными шутками. Долгое время казалось, что женщина может быть смешной, только если будет себя стебать и унижать, используя для этого позитивный сексизм. Сейчас это изменилось?

Я телек вообще не смотрю и не знаю, что сейчас там напридумывали про женщин. И я совсем не фанатка Comedy Club. В стендапе я вижу совершенно других женщин. Возможно, они существуют только в андеграундном пространстве. То, что происходит по настоящему в клубе, вы не увидите по телевизору. Цензура в телеке говорит: нельзя про митинги, Крым, Путина. Про курение, секс и геев тоже не надо. Давай лучше про детишек, мужиков в офисе, баб за рулем или акции в «Пятерочке». На живых выступлениях можно все. Ходите на комиков в клуб.

Я дико симпатизирую юмору Зои Яровицыной. Нравятся темы у Вики Складчиковой, Иры Приходько и Натальи Гариповой, они настойчиво говорят о женской сексуальности. Об этом необходимо говорить, иначе мы так и будем обесценивать себя, обслуживать сексуальную потребность мужчин, типа, ему хорошо — и ладно, а я потом, сама.

По поводу того, кто смешной, кто не смешной — зачем это разделение, все на сцене в равных условиях и мужчины, и женщины? Не смешной тот, кто не смешной, вне гендерности, блин, это же очевидно.

Ɔ. Тебе важно бороться со стереотипами о женщинах с помощью шуток?

У меня нет такой цели. Мне, например, не нравится слово «телка» и не нравится, когда так говорят мужчины, но есть же реально «телки», истинные, они себя так и позиционируют в инсте. Мне не хочется, чтобы моя дочь оказалась среди них, про это можно написать шутку. Потому что это волнует меня, как мать. Так что мой метод — это, скорее, поиск того, что меня волнует, а не борьба.

Если же в общем говорить про сексизм, то я с ним сталкиваюсь, как водитель, в автосервисах. Как-то у меня сломалась машина, и мастер такой говорит: «Надо менять дроссельную заслонку». Я попросила рассказать, что это такое. И так его, видимо, этим шокировала, что он стал называть меня «эта женщина». «Эта женщина спросила» или «эта женщина пришла и стоит над душой». А я действительно хотела понять, за что плачу деньги, но в ответ только: «Долго объяснять, мы разберемся». Пока они разбирались, я все платила и платила, одной дроссельной заслонкой не обошлось. В итоге позвонила своему «другу из 90-х», как я его называю, он идеально решает проблемы, передала менеджеру телефон и они поговорили. И вот этот голос из 90-х сработал. Мне вернули машину, которая, оказывается, уже была в порядке. Неприятно, что для того, чтобы быть услышанной, я должна демонстрировать силу, становиться злым мужиком.

Ɔ. В стендапе ты сталкивалась с эйджизмом или сексизмом?

В стендапе ко мне все сразу хорошо отнеслись. Несмотря на свой возраст и гендер, я постоянно получала поддержку. После выступлений подходили молодые люди и говорили, какая я крутая.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

#инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью #инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью

Шесть простых практик, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей

РБК
«Валериан»: как Люк Бессон шел к главному фильму всей своей жизни «Валериан»: как Люк Бессон шел к главному фильму всей своей жизни

Из чего состоит мультивселенная самого амбициозного режиссера Европы

Esquire
Леонид Городин. Человек и словарь Леонид Городин. Человек и словарь

«Словарь русских арготизмов» не мог родиться в тиши библиотек

Дилетант
Петр Авен — Forbes: «Я обязательно открою музей в Москве» Петр Авен — Forbes: «Я обязательно открою музей в Москве»

Миллиардер Петр Авен планирует открыть частный музей в центре Риги

Forbes
Настоящая леди Настоящая леди

Келли Хоппен создаёт элегантные интерьеры, которым не страшны года

SALON-Interior
Зачем Clubhouse записывает разговоры и какие еще есть вопросы к его безопасности Зачем Clubhouse записывает разговоры и какие еще есть вопросы к его безопасности

Clubhouse — элитный голосовой чат с проблемами

Maxim
10 самых дорогих фотографий в истории 10 самых дорогих фотографий в истории

Фото на любой кошелек! От миллиона до четырех миллионов долларов!

Maxim
Неизвестные дикие кошки: черноногая кошка Неизвестные дикие кошки: черноногая кошка

Черноногая кошка — свирепая хищница Африки

National Geographic
Как проявляется гендерное неравенство Как проявляется гендерное неравенство

Гендерное равноправие — то, без чего невозможно существовать в современном мире

GQ
9 лучших мобильных приложений для женщин 9 лучших мобильных приложений для женщин

Собрали полезные и универсальные приложения, которые пригодятся каждой девушке

CHIP
В Северной Америке нашли «крылатую акулу» возрастом 95 миллионов лет В Северной Америке нашли «крылатую акулу» возрастом 95 миллионов лет

Акула с чертами, похожими на ската

National Geographic
Инвазивный азиатский бамбуковый жук распространился по всей Европе Инвазивный азиатский бамбуковый жук распространился по всей Европе

Ученые обеспокоены ростом численности этого насекомого

National Geographic
10 секретов красоты француженок: бери на вооружение! 10 секретов красоты француженок: бери на вооружение!

Образ парижанки мы считаем образцом изысканности. Как им это удается?

Cosmopolitan
Газлайтинг: как распознать психологические манипуляции и противостоять им Газлайтинг: как распознать психологические манипуляции и противостоять им

Как понять, что вы имеете дело с газлайтером?

РБК
Три вопроса к Павлу Дурову: чем интересуются инвесторы при обсуждении займа Telegram Три вопроса к Павлу Дурову: чем интересуются инвесторы при обсуждении займа Telegram

Какими вопросами относительно Павла Дурова задаются управляющие и инвесторы

Forbes
Необходимый минимум: как ухаживать за лицом с точки зрения науки Необходимый минимум: как ухаживать за лицом с точки зрения науки

Эксперт по косметике — о проверенных способах продлить молодость кожи

Reminder
Якутские коровы приспособились к холодам за счет древних генов и новой мутации Якутские коровы приспособились к холодам за счет древних генов и новой мутации

Как якутские коровы выживают в экстремальном климате?

N+1
Трагедия бразильцев, кумиры детства Пеле и зарождение Лиги чемпионов: каким футбол был в 1950-е годы Трагедия бразильцев, кумиры детства Пеле и зарождение Лиги чемпионов: каким футбол был в 1950-е годы

Как футбол стал самым популярным видом спорта и о как он помог забыть о войне

GQ
Ешь шоколад, пей джин, игнорируй критику: секреты долголетия Елизаветы II Ешь шоколад, пей джин, игнорируй критику: секреты долголетия Елизаветы II

Чему же королева Елизаветы II обязана своим долголетием и добрым здравием?

Cosmopolitan
А ну-ка, защищайся! А ну-ка, защищайся!

Почему весной иммунитет слабый и как его укрепить?

Лиза
Почему ребенку скучно в школе и что с этим делать Почему ребенку скучно в школе и что с этим делать

Как заинтересовать ребенка учебой?

Psychologies
Осознанное потребление: берем пример с Лео ДиКаприо, Эммы Уотсон и Джейсона Момоа Осознанное потребление: берем пример с Лео ДиКаприо, Эммы Уотсон и Джейсона Момоа

Что делают знаменитости, которых заботят проблемы экологии?

Psychologies
Что делать, если начальник пытается вами манипулировать Что делать, если начальник пытается вами манипулировать

Начальник обесценивает ваш профессионализм и заставляет чувствовать вину?

Psychologies
Круглый стол Esquire: каково это — быть феминисткой в России? Круглый стол Esquire: каково это — быть феминисткой в России?

Что происходит с феминизмом прямо сейчас

Esquire
Ждем ребенка, живем на 35 тысяч в месяц: история семьи из Томска Ждем ребенка, живем на 35 тысяч в месяц: история семьи из Томска

В «Тинькофф-журнале» появилась спорная статья о семье из Томска

Cosmopolitan
Правила жизни Александра Вертинского Правила жизни Александра Вертинского

Поэт и певец, умер 21 мая 1957 года в возрасте 68 лет в Ленинграде

Esquire
Юрий Рост в поисках круга Юрий Рост в поисках круга

Несколько историй о тех, кто вошел в ближний круг Юрия Роста

Караван историй
Женское дело Женское дело

Анджелина Джоли — об осознанности, воспитании детей и борьбе за права беженцев

Vogue
Викрам Паралкар: Ночной театр. Отрывок из романа Викрам Паралкар: Ночной театр. Отрывок из романа

Первая глава романа Викрама Паралкара о рутине сельского хирурга в Индии

СНОБ
Спаржа Спаржа

Готовьтесь, в апреле начинается сезон спаржи

Здоровье
Открыть в приложении