В борьбе за экологию
Чем станет повышение ставок экосбора на упаковку: стимулирующей мерой или дополнительным квазиналогом?

С 2026 года в России планируют повысить ставки экологического сбора для производителей товаров и упаковки. Это следует из проекта постановления правительства, подготовленного Минприроды. Новые ставки будут применяться к участникам системы расширенной ответственности, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов. По расчетам Российского экологического оператора, влияние инициативы на себестоимость и конечную цену товаров (в том числе и продуктов питания) будет незначительным, при этом позволит существенно улучшить экологический фон. Однако представители отраслевых союзов и участники рынка считают решение несвоевременным и еще больше усложняющим ведение бизнеса.
Минприроды предложило с 1 января 2026 года установить новые базовые ставки и повышающие коэффициенты экологического сбора для 52 групп товаров и упаковки, подлежащих утилизации. По расчетам авторов инициативы, изменение размера ставок должно привести к тому, что компаниям станет экономически выгоднее направлять средства на переработку, чем отказаться от нее. При расчете коэффициента будут учитывать сложность извлечения отходов для переработки, наличие технологий, востребованность вторичного сырья на рынке, а также коэффициент переработки материала, отмечает ведомство. Чем больше раз сырье можно использовать, тем ниже коэффициент.
Так, для трудноутилизируемой упаковки из полимерно-алюминиевых материалов (например, для соусов) ставка увеличится на 91 % — с 2,95 тыс. до 32,05 тыс. руб. за тонну. Для резинотехнических изделий рост ставки составит 5 %. В других категориях в среднем этот тариф увеличится на 50–80 %. Например, для бумаги и картона — на 83 %, для стекла — на 53 %, для текстиля — на 77 %, для пластика — на 80 %, для дерева — на 50 %.
В Минприроды считают, что повышенные ставки заставят бизнес всерьез заняться переработкой отходов, а заодно дадут загрузку заводам по утилизации. «Приоритетом государства является фактическая утилизация, а не получение экосбора, — подчеркивает представитель ведомства. — Компании могут перерабатывать свои отходы от товаров и упаковки, создавая мощности под конкретные виды продукции. Кроме того, бизнес вправе заключить соответствующий договор с утилизатором. Экологический сбор — это тот случай, когда производство по каким-то причинам не может или не хочет выполнить закрепленные законодательством нормативы утилизации».
В министерстве заверяют, что средства от экологического сбора направляются в первую очередь на создание инфраструктуры по переработке отходов. В 2025 году на эти цели за счет экосбора из федерального бюджета выделено дополнительно 12 млрд руб., что позволит профинансировать строительство мощностей по обработке и утилизации отходов в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью. Сейчас на обработку направляется 55 % твердых коммунальных отходов (ТКО), захоронение снижено на 17,5 %. В стране построено свыше 300 объектов по обращению с ТКО, сообщает министерство.
Согласно расчетам Российского экологического оператора (РЭО), повышение ставок экологического сбора окажет незначительное влияние на цены товаров. По расчетам компании, совокупный вклад экосбора в рост цен по всей потребительской корзине составит не более 0,3 %. Наибольшее влияние ожидается в сегменте продовольственных товаров. Здесь средний рост цен прогнозируется на уровне 0,54 %. Это объясняется тем, что в отдельных категориях доля упаковки в себестоимости продукции особенно высока. К примеру, цены на масло и жиры, сахар, яйца и хлебобулочные изделия могут вырасти от 0,4 до 0,7 %, в зависимости от упаковочной нагрузки и логистики.
А есть ли мощности?..

Представители отраслевых союзов считают инициативу по повышению тарифов несвоевременной. Существующих утилизационных мощностей сейчас недостаточно для того, чтобы реализовать 100 %-ную ответственность производителей, о которой идет речь в документе.
В федеральном законе установлено, что основным механизмом реализации ответственности хозяйствующих субъектов за отходы от использования товаров и упаковки является утилизация, отмечает представитель Национальной мясной ассоциации. Однако по состоянию на август в реестре утилизаторов зарегистрировано всего 143 компании. «Почти в половине регионов страны нет ни одного утилизатора! — обращает внимание эксперт. — Объем мощностей утилизаторов явно недостаточный для реализации права компаний на самостоятельную утилизацию, не говоря уже об отсутствии соответствующего количества утилизаторов, специализирующихся на разных видах упаковки (существует 36 групп тары и упаковки)».
Доля утилизированных и обезвреженных твердых коммунальных отходов в России в 2024 году составила, по информации НМА, 14,3 % общей массы образованных ТКО. При этом информация о целевом распределении средств экосбора, равно как и о достижении целей по утилизации в рамках конкретных групп товаров и упаковки за счет средств экологического сбора, собранного за предыдущие отчетные периоды, отсутствует. «Если даже производитель, не имеющий собственных мощностей по утилизации, заплатит по новым тарифам, то не факт, что отходы будут на 100 % утилизированы», — поясняет спикер.
При рассмотрении предложений по повышению ставок экологического сбора на упаковку важно принимать во внимание, что в отношении упаковки предусмотрен 100 %-ный норматив утилизации с 2027 года, напоминает представитель Национального союза производителей молока (Союзмолоко). Фактический же объем утилизации по ключевой для молочной отрасли упаковке едва ли достигает 20–30 %. При этом экологический сбор направлен на компенсацию расходов утилизаторов за обращение с отходами и конечную утилизацию. «Таким образом, сумма экологического сбора в три-пять раз превышает потребность в компенсации затрат на утилизацию, — подсчитал спикер. — Оставшаяся составляющая экосбора направлена на компенсацию капитальных затрат на строительство дополнительных производственных мощностей для обработки и утилизации отходов». В целях компенсации таких затрат представляется целесообразным рассчитывать эту часть сбора исходя из реальных проектов, которые планируются к запуску в следующем году, предлагают в Союзмолоке.