Субсидиям добавят условий
Со следующего года изменятся правила господдержки приоритетных направлений АПК

Необходимость оптимизации расходов федерального бюджета в очередной раз требует пересмотра параметров поддержки АПК. С 2026 года планируется ввести новые условия субсидирования приоритетных направлений отрасли. В них прослеживается тренд на повышение эффективности расходования бюджетных средств, прозрачности их предоставления и контроля использования. Однако любое усложнение правил выделения этих выплат, очевидно, сокращает количество их получателей.
Минсельхоз разработал новые правила предоставления регионам субсидий на поддержку приоритетных направлений АПК. Они конкретизируют и дополняют ранее действовавшие меры поддержки, а также предполагают усиление контроля за тратами и эффективностью использования средств в условиях дефицита бюджета. Нововведения должны начать действовать с 1 января 2026 года за исключением некоторых пунктов.
Не сокращение, а оптимизация
В число приоритетных направлений, по которым регионы могут получить софинансирование из федерального бюджета, входят проведение агротехнологических работ, элитное семеноводство, племенное животноводство, производство плодово-ягодной продукции, молока, агрострахование и др. Регионы могут рассчитывать на поддержку по восьми направлениям: пять из них доступны по умолчанию, три — по выбору. Сейчас в число приоритетных направлений в том числе входит развитие малых хозяйств, однако в дальнейшем их поддержку планируется выделить в новый федеральный проект «Развитие малого агробизнеса»
Предлагаемые изменения напрямую не затрагивают механизмы поддержки аграриев, они предусматривают новую редакцию правил выделения средств из федерального бюджета регионам на поддержку приоритетных направлений АПК, подчеркивает управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов. «Эти изменения потребовались с учетом трансформации системы государственного бюджетного планирования, особенно после 2024 года, с изменением структуры национальных проектов, государственных программ и федеральных проектов в их структуре и технически необходимы, чтобы привести направления бюджетного финансирования в соответствие новой архитектуре программно-целевых документов», — поясняет он. При этом нельзя не отметить, что, согласно новой редакции правил, прослеживается направленность на повышение эффективности расходования бюджетных средств, прозрачности их предоставления и контроля их использования, добавляет он. «В текущих условиях это правильная стратегия», — уверен эксперт.
Цель изменений — сократить расходы бюджета, сохранить поддержку системного развития отрасли и ее технологической независимости, повысить требования к эффективности использования госпомощи, соглашается директор по аналитике «Инго Банка» Василий Кутьин. Предложения позволят сфокусировать поддержку на критических направлениях, включая технологическую независимость, интенсификацию и повышение эффективности, в условиях ограниченности ресурсов в рамках бюджетного цикла 2026–2028 годов, вторит ему главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин.
Директор компании «Яков и Партнеры» Алексей Клецко тоже полагает, что предложенные корректировки находятся в тренде изменений мер государственной поддержки в условиях сократившегося объема доступных для распределения средств. Однако любое усложнение правил получения субсидий (дополнительные условия к биологическим активам, документации и т. п.) сокращает количество их получателей, подчеркивает он. «Из области здравого смысла очевидно, что поддержка приоритетных направлений (получивших большие субсидии или вообще их получивших) будет более эффективной, чем отсутствие поддержки совсем, — говорит он. — В любом случае нужно понимать, что ключ к развитию отрасли в условиях сильно ограниченных возможностей по бюджетным трансфертам — это внедрение передовых технологий, что возможно только в результате отмены квот на импортные семена и запретов на использование наиболее эффективных технологий в генетике, отказа от роста утилизационного сбора и снижения ключевой ставки до уровня, обеспечивающего инвестиционную привлекательность АПК».
«Необходимость изменения господдержки, на мой взгляд, очевидна, — комментирует ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский. — С одной стороны, мы имеем мощные экспортоориентированные отрасли производства зерновых и масличных, а с другой — определенные проблемы с экономической доступностью и недопотреблением в той части АПК, которая ориентирована на конечный внутренний спрос. В частности, это касается молока, фруктов, ягод и овощей. Поддержке нужна более точная фокусировка, что отчасти и достигается изменением правил». Такие изменения точно повысят эффективность господдержки, если понимать ее как отношение бюджетных затрат к полученному эффекту, но вопрос, достаточно ли этого для решения структурных проблем отрасли, пока открытый, отмечает он.
По мнению Терновского, предлагаемые изменения снимают часть спорных вопросов, особенно это касается поддержки крупного агробизнеса. «Наверное, нужно разделять цели поддержки — доходы и занятость на сельских территориях, доступность продовольствия для внутреннего потребителя с одной стороны и рост объемов производства и экспорта — с другой, — рассуждает эксперт. — Несмотря на то, что последнее направление заложено в национальные цели развития, для жителей страны важно именно первое, и именно оно должно иметь приоритет в поддержке».
«Когда денег начинает не хватать, сокращение поддержки всегда объясняют какими-то благими намерениями, — обращает внимание экономист, сооснователь ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь», член Генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. — В данном случае — потребностью сосредоточиться на самых эффективных производствах, самых важных направлениях. И все бы вроде правильно, но есть одно “но”: такая тактика срабатывает, когда рынок на подъеме. Когда естественного притока прибыли достаточно, чтобы вознаградить тех самых эффективных за их эффективность». В нынешних же условиях предлагается выживать сильнейшим, и результат пока непредсказуем, кроме передела рынка, консолидации игроков и т. д., считает он.

Без ФГИС денег не дадут
Среди предлагаемых изменений можно выделить, например, предложение предоставлять господдержку в области элитного семеноводства исключительно на производство семян сельскохозяйственных культур отечественной селекции (кроме картофеля и овощных культур). «Это обычная реакция на выполнение плановых показателей по доле отечественных семян, которую необходимо увеличивать, — считает независимый эксперт АПК Александр Корбут. — Однако вопрос в том, есть ли у нас необходимые объемы конкурентоспособных семян и посадочного материала. Растениеводы в любом случае будут выбирать те семена и посадочный материал, которые дадут лучшую отдачу в производстве. Также есть опасения, что при появлении субсидии могут вырасти цены на те виды продукции, которые субсидируются, — такое происходит довольно часто».
Критерии и дифференциация мер разработаны с учетом стратегии развития сельскохозяйственной отрасли, однако можно ожидать сложностей в связи с введением новых правил, например, могут быть вопросы с подтверждением соответствия семян статусу «отечественной селекции», думает старший менеджер по налоговому консультированию Kept Елена Лебединская. «Определение в законе “О семеноводстве” содержит параметры к выполнению для семян отечественной селекции, в частности осуществление селекции полностью в России, без необходимости ввоза генетического материала сельхозрастения для воспроизводства сорта или гибрида, — говорит она. — При этом в отсутствие отдельного реестра таких семян и конкретики касательно документов, подтверждающих статус “отечественной селекции”, сбор документального подтверждения может быть затруднен и сопряжен со спорами относительно его достаточности. Необходима конкретизация — какие документы будут достаточны для подтверждения статуса и/или создания отдельного реестра». Вероятно, получателей субсидий по этому направлению, особенно в первое время, будет не так много, допускает эксперт.
Кроме того, в новых правилах доработана формула расчета доли регионов в плановых показателях площади закладки многолетних плодово-ягодных насаждений в товарном секторе, за исключением питомников. Для получения субсидий при закладке садов семечковых, косточковых и орехоплодных культур, в частности, должен использоваться посадочный материал, произведенный на территории России, сортовые и посадочные качества которого соответствуют установленным требованиям и ГОСТам. Также новые правила вводят понятие «сад интенсивного типа» — это семечковые и косточковые сады с соблюдением сортоподвойных комбинаций и с плотностью посадки от 800 растений на 1 га и более. «Данный подход направлен на стимулирование перехода промышленного производства плодовых культур на интенсивные технологии и отхода от закладки традиционных садов», — говорится в пояснительной записке к документу.