Потребители экономят на растительных альтернативах
Как меняется спрос на аналоги молочной и мясной продукции
Прошлый год оказался достаточно сложным для участников рынка растительных альтернатив молока и мяса: приходилось налаживать новые логистические цепочки, менять поставщиков сырья и работать в условиях неопределенности. Кроме того, спрос на такие продукты начал падать на фоне снижения доходов населения. Тем не менее отрасль успешно преодолевает все негативные факторы и, по мнению экспертов, продолжит свой рост в 2023-м.
В 2022 году спрос на растительные продукты в России сильно разнился в зависимости от вида. Так, согласно исследованию аналитического агентства NielsenIQ, продажи самой крупной категории в этом сегменте (60 % общего объема реализации) — охлажденных аналогов мяса на основе растительных белков — по итогам 10 месяцев в денежном выражении снизились на 70,3 % по сравнению с тем же периодом 2021 года. В то же время продажи замороженных аналогов значительно увеличились — рост составил 96,5 % по итогам января — октября. Объем реализации растительного «мяса» длительного хранения прибавил 9,8 %.
Тем не менее в 2021 году этот рынок развивался активнее. В целом с января по октябрь он расширился на 24,4 %, информировал NielsenIQ. При этом аналитическая компания Deloitte Consulting тогда прогнозировала, что данный сегмент будет прирастать по 10 % в течение следующих пяти лет. И хотя в среднем темпы увеличения отрасли замедлились, доля продаж растительных продуктов в структуре мясного рынка продолжила расти и приблизилась к 1 %.
В категории аналогов молока тоже наблюдается негативная динамика, хотя сокращение объемов реализации в крупнейших розничных торговых сетях России и менее выраженное — на 0,7 % по итогам января — ноября 2022 года, подсчитал NielsenIQ. В 2021-м за 11 месяцев сектор растительных напитков увеличился на 17,2 %. Объем рынка растительных альтернатив молоку оценивается сейчас более чем в 6 млрд руб.
Компенсированный спрос
В прошлом году на рынке растительных альтернатив действительно наблюдалось падение спроса, особенно это было заметно в категории растительного «мяса», комментирует директор департамента аналитики и проектного управления Роскачества Василий Смирнов. Рост продаж замедлился, хотя существенного падения объемов реализации все-таки не было зафиксировано, утверждает директор бренда «НЕ мясо» компании Tashir Food Марина Ройлян. Компания позитивно оценивает динамику спроса. «Выбор альтернативного белка — уже не дань моде, а забота о своем здоровье. У многих людей сформировались здоровые привычки, поэтому продукция из растительного “мяса” включена в разряд регулярных покупок в их потребительской корзине», — поясняет она.
Лидером роста спроса среди растительных аналогов в торговой сети «Магнит» в 2022 году стали йогурты и «мясо». С мая компания расширила предложение первых, и их продажи выросли более чем вдвое в стоимостном и натуральном выражениях. В «мясе», представленном замороженными полуфабрикатами, к ноябрю прошлого года по сравнению с маем, когда в ассортимент были заведены все ключевые позиции, прирост продаж составил 37 % в денежном выражении и 33 % в натуральном. Однако примерно с осени ритейлер все же наблюдает снижение интереса покупателей к таким видам продукции.
Данные аналитики «Эфко» (с 2020 года развивает линейку растительных альтернатив мясных продуктов под брендом Hi!) и крупных торговых сетей свидетельствуют о повышении спроса и продаж растительной продукции, настаивает представитель пресс-службы группы. «В 2021 году многие производители экспериментировали и добавляли в свой ассортимент охлажденные растительные котлеты, однако им не удалось справиться технологически, и в 2022-м компании вывели из продажи такие вариации, — объясняет он цифры NielsenIQ. — Охлажденные продукты — это товар с ограниченным сроком годности, поэтому сбалансировать поставки и выбытие с полок сложно, особенно в новой категории».
В «Эфко» изначально делали ставку на заморозку и продолжают ее развивать, поскольку именно она обеспечивает высокое качество продуктов и сохранность витаминного состава. Особенно очевиден интерес аудитории к растительным аналогам мясных продуктов, которые традиционно продаются в заморозке: например, наггетсов и пельменей, отмечает представитель холдинга. По мере дальнейшей популяризации растительного «мяса» ситуация изменится, и ассортимент охлажденных растительных продуктов будет вновь расширяться, полагает он. В 2022 году объем продаж растительных аналогов, произведенных компанией, удвоился относительно 2021-го.
Производство растительной продукции
В натуральном выражении
Источник: союз производителей продукции на растительной основе