Российские хлебопеки видят необходимость в новых мерах господдержки

АгроинвесторБизнес

Хлебные крохи

Российские хлебопеки видят необходимость в новых мерах господдержки

Арина Михайлова

За первое полугодие 2022 года себестоимость производства некоторых видов хлеба и булочных изделий выросла в 1,5 раза из-за удорожания сырья, логистики, упаковки, оборудования и других составляющих. Цены на полке тоже увеличились, но этот рост не компенсирует повышение всех затрат, что ведет к отрицательной рентабельности предприятий. Помимо наращивания объема «хлебных субсидий», о чем ранее просили российские производители, отрасли нужны новые эффективные механизмы господдержки.

Объем продаж хлеба и хлебобулочных изделий в стране по итогам 2021 года превысил 850 млрд руб., что на 8,6 % больше, чем в 2020-м, сообщает Росстат. Согласно предварительной оценке Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК), в этом году рынок может увеличиться до 920 млрд руб., если для отрасли удастся нивелировать санкционные риски. В натуральном выражении производство хлеба в прошлом году только в индустриальном сегменте (средние и крупные предприятия), по данным Российского союза пекарей (РСП), составило 5,8 млн т, в 2022-м организация ожидает прироста примерно на 15 %, до 6,7 млн т. Все же предприятия данного сегмента могут выпустить до 9–10 млн т хлеба и булочной продукции.

В то же время себестоимость хлеба за первое полугодие текущего года выросла от 10 до 50 % по разным категориям. Причины — удорожание сырья, логистики, упаковочных материалов, импортного оборудования и его обслуживания. Цены на хлеб и булочные изделия за январь — май тоже поднялись, но всего на 14,6 % к аналогичному периоду 2021-го. Так, в мае стоимость хлеба увеличилась на 1,3 %, а маргарин в среднем по России за этот же месяц подорожал на 5,2 %, соль — на 10 %, подсолнечное масло — на 4 %. «Рентабельность хлебопекарной отрасли всегда была низкой и не превышала уровня инфляции, в этом же году в условиях финансовой турбулентности данный разрыв еще больше увеличился, что сделало сектор менее привлекательным для инвесторов», — сетует вице-президент РСП Сергей Краус.

По словам эксперта, в начале 2022 года предприятия хлебобулочной отрасли столкнулись с острой нехваткой оборотных средств и невозможностью их оперативного пополнения. В феврале — марте поставщики сырья и основных ингредиентов для производства хлебной продукции полностью перешли на авансовые платежи, прекратив отгрузку по ранее заключенным договорам в тех случаях, если предоплата от заказчика не поступила вовремя на счет. «Компании сектора в этой ситуации были вынуждены начать пополнять оборотные средства из своих инвестиционных фондов, поскольку торговые сети не сократили отсрочку по расчетам за поставленный товар, — поясняет он. — Привлекать же кредитные средства в условиях их стремительного удорожания было невыгодно». Поэтому те сбережения, которые планировалось направить на модернизацию производства, реализацию социальных программ и развитие, пошли на внесение авансовых платежей за поставки сырья. А предприятия, у которых не было инвестиционных накоплений, были вынуждены перейти на режим работы неполного рабочего дня, знает Краус.

Отпускные цены на большинство ингредиентов для производства хлеба в январе — июне увеличились в 1,5–2 раза, подтверждают производители. По некоторым позициям хлебопеки фиксировали наиболее стремительный рост. Так, в феврале мука стоила 24,7 тыс. руб./т., а в начале марта — уже 29 тыс. руб./т. Подорожание на 18 % произошло всего в течение двух недель после начала специальной военной операции на Украине, отмечает гендиректор НПТП «Хлебный лекарь» (Кировская область, производство хлебопекарных смесей, солодового экстракта, 160 т ингредиентов в месяц, из которых можно выпечь 900 т хлеба) Андрей Малков. Завозить муку компании приходится из соседних регионов, поскольку единственный мукомольный завод в регионе обанкротился. Большое транспортное «плечо» и увеличение затрат на доставку сырья привели к повышению себестоимости продукции на 30 % в этом году, констатирует руководитель. В 2022 году предприятие планировало расширение производственных мощностей, но отказалось от инвестиционного проекта из-за отсутствия на финансовом рынке доступа к «дешевым» деньгам. Кредитование же по рыночным двузначным ставкам для хлебопеков неприемлемо, считает он.

Выросли в цене мука, маргарин, масло, яйца, даже соль подорожала в два раза к началу года, перечисляет директор по развитию компании «Коробейники» (производитель хлеба и готовых замороженных изделий, около 150 т в месяц, г. Москва) Елизавета Коняхина. «Себестоимость нашей продукции увеличилась за первое полугодие на 40 %, — утверждает она. — Пищевые добавки зарубежных компаний выросли в цене в два раза, в принципе, как и сроки доставки, поэтому продукция премиум-сегмента с импортными ингредиентами частично была снята с производства». Впрочем, компания старается решить вопрос по этим позициям, и в ближайшее время ассортимент будет восстановлен, уверена руководитель.

Также предприятие перестало закупать иностранные джемы и конфитюры, которые ранее использовались в качестве начинки при выпечке булочек, круассанов и т. п. Поставки джемов велись дистрибьюторами через Европу, хотя большинство из них изготавливалось в Китае. Сейчас компания нашла партнеров по поставкам данных составляющих среди отечественных производителей, и, по заверению Коняхиной, качество этих ингредиентов не уступает зарубежному.

Рентабельность падает

Полиэтиленовый упаковочный материал для хлеба только за февраль — март этого года подорожал вдвое. Поэтому «Узловский хлебокомбинат» (Тульская область) решил отказаться от его использования. Однако торговые сети блокировали приемку продукции без упаковки. «Реализовывать хлеб без нее ритейл не может, но нести дополнительные затраты, обернув батон в простой полиэтиленовый пакет, он не хочет, — делится представитель компании Надежда Руднева. — В связи с просьбой региональных властей продолжить поставки социальной продукции в торговые сети мы были вынуждены увеличить расходы на упаковочный материал и продолжили поставлять хлеб на торговые полки». При этом по действующему договору с торговыми сетями комбинат не имеет права в одностороннем порядке поднимать стоимость хлеба, несмотря на рост затрат. А в этом году условия сотрудничества стали еще жестче.

Не имея собственной розничной сети в Тульской области, предприятие несет финансовые потери, вынужденно соглашаясь на невыгодные условия ритейла. «Работать приходится с нулевой рентабельностью, пытаемся компенсировать падение доходов на социальных сортах хлеба за счет более маржинальной продукции — сушек, печенья, булок», — поясняет Руднева. Однако на такие изделия хлебпрома из-за падения реальных доходов населения спрос сейчас сокращается, и рано или поздно это лишит компанию возможности таким образом балансировать прибыль.

К росту себестоимости продукции хлебопеков ведет общая инфляция издержек в стране, в первую очередь на базовые услуги — ЖКХ и транспорт, считает партнер компании «НЭО Центр» Альбина Корягина. Кроме того, в этом году выросли затраты на все пищевые ингредиенты (в первую очередь маргарин и дрожжи), а упаковка подорожала в два раза, подтверждает она.

Эксперт акцентирует внимание на неоднозначной ситуации и с основной составляющей производства — зерном. В последние месяцы аграрии придерживают продажи в надежде на увеличение его стоимости в дальнейшем — так они хотят компенсировать возросшие расходы на оплату труда, топливо и многое другое. А ограниченное предложение зерна ведет к удорожанию производства конечной продукции, делает вывод Корягина. Ранее директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов отмечал, что цены на зерно и муку формируют не более 20–30 % себестоимости хлеба, так что они не могут быть основным фактором, влияющим на ценообразование. По подсчетам РОСПиК, в структуре стоимости хлеба на сырье и материалы приходится 41,3 %, заработную плату — 16,1 %, ЖКХ — 12,2 % (см. график на стр. 36). И только 3 % в лучшем случае занимает валовая прибыль.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Держать нельзя продать Держать нельзя продать

Стоит ли аграриям сдерживать реализацию подсолнечника в ожидании лучших цен

Агроинвестор
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
К торговым войнам приготовиться К торговым войнам приготовиться

Как взаимные заградительные пошлины США и Китая отразятся на мировых рынках

Монокль
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Не ешь пирожок! Не ешь пирожок!

Составляем правильное меню для тебя (без булочек!)

VOICE
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Как разглядеть планету в далекой галактике? Как разглядеть планету в далекой галактике?

Сначала — предположения, потом — тысячи подтверждений: как ищут экзопланеты

Наука и техника
Худеем на супах Худеем на супах

Надоело скидывать вес на салатах и гречке? Попробуй суповые диеты

Лиза
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Цена труда Цена труда

Как меняется уровень заработной платы и производительности труда в России?

Ведомости
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Небо и море люблю одинаково… Небо и море люблю одинаково…

Боевой и жизненный путь генерал-майора авиации Ивана Васильевича Рожкова

Знание – сила
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Открыть в приложении