Как Минсельхоз будет стимулировать потребление рыбной продукции

АгроинвесторБизнес

Больше рыбы в меню

Президент поручил Минсельхозу продумать комплекс мер по стимулированию потребления рыбной продукции

Галина Денисова

Уровень самообеспечения рыбой в России — более 150 %. Однако бо́льшая часть добываемого и производимого объема из страны вывозится, а потребление рыбных продуктов остается невысоким. Потенциал роста внутреннего спроса на рыбу составляет не менее 200 тыс. т, но для того, чтобы люди чаще включали ее в свой рацион, нужно в первую очередь повышать их покупательную способность. Без роста доходов никакая программа стимулирования не поможет, уверены эксперты.

С потреблением рыбной продукции ситуация в России в последние годы принципиально не меняется. Объем съедаемой рыбы в стране на человека колеблется плюс-минус на 0,3–0,9 кг из года в год, следует из данных Росстата. В то же время объемы добычи рыбы и морепродуктов не уменьшаются, а производства динамично растут. Так, в 2022-м рыбопромысловыми хозяйствами было выловлено 4,9 млн т рыбы, а компаниями аквакультуры выпущено 383,5 тыс. т. Согласно оценке Минсельхоза, в целом уровень самообеспечения рыбой (объем вылова и аквакультуры по отношению к спросу) в России по итогам прошлого года составил 153,3 %, что значительно превышает показатель, установленный Доктриной продовольственной безопасности (85 %).

Однако данные цифры не отражают реальной картины. Да и из той же информации Росстата следует, что потребление рыбы, хотя и стагнирует в последние 5–7 лет, с 2013-го значительно сократилось. Ведь еще тогда средний показатель на человека в год доходил почти до 25 кг, напоминает председатель Рыбного союза Александр Панин.

Средние показатели статистики (21– 22 кг на человека в год) не учитывают расслоения по регионам, обращает внимание гендиректор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Константин Древетняк. Между тем если на Дальнем Востоке потребление рыбы на душу населения составляет более 25 кг ежегодно, то, например, на Северном Кавказе эта цифра не превышает 17–18 кг, приводит пример он.

Результаты совместного исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) также демонстрируют, что еженедельное потребление рыбы в России за последние пять лет снизилось в 1,6 раза. Так, сейчас раз в неделю и чаще рыбу едят всего 42 % россиян (в 2018-м — 68 %). Организации сделали вывод, что на фоне вынужденного сокращения расходов массовый потребитель отдает предпочтение более дешевым видам продукции. «В этом году в связи с резким снижением курса рубля к основным мировым валютам экспорт рыбной продукции из России продолжит увеличиваться, а импорт — уменьшаться», — прогнозирует Панин. Сокращение предложения на внутреннем рынке может привести к дальнейшему росту цен и сокращению потребления, предупреждает он.

В 2023 году спрос на рыбу в России снизится на 5–7 %, оценивает Национальное рейтинговое агентство (НРА). Основанием для этого стало удорожание рыбы. По данным аналитиков, в 2022-м ее средняя стоимость выросла в среднем на 25 %. Такая же тенденция сохраняется и в текущем году. Пока ситуация не критичная, но она уже требует серьезного внимания со стороны государства — комплексной стратегии по популяризации рыбы и повышения ее доступности для массового потребления, считает представитель ВАРПЭ.

В августе с инициативой по созданию комплексной государственной программы стимулирования спроса на рыбу и рыбопродукты в ходе совещания президента страны Владимира Путина с членами правительства выступил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Глава государства идею одобрил и поручил Минсельхозу заняться организацией работы по подготовке комплекса мер для стимулирования внутреннего потребления рыбы. По мнению Солодова, программа может включать такие меры, как ограничение закупок импортной рыбы в бюджетном секторе, меры стимулирования производства готовых рыбных продуктов и социальную рекламу.

Своевременная инициатива

Участники рынка считают инициативу по стимулированию потребления очень своевременной. «В последние годы мы можем наблюдать, особенно это заметно у молодежи, смещение спроса в пользу “быстрой еды”, которая, к сожалению, в то же время оказывается и менее полезной для организма, — отмечает Константин Древетняк. — При этом рыбу многие представители молодого поколения просто не хотят и не умеют готовить, полагая, что она нетехнологичная и невкусная. Этот стереотип необходимо менять».

Руководитель компании «Фиш-Ритейл Плюс» (компания занимается оптовыми продажами свежемороженой рыбы, имеет собственное производство филе горбуши, кеты, минтая, трески и др.) Антон Камерин утверждает, что проблем с реализацией продукции у его предприятия нет, но рынок рыбы и продуктов из нее имеет очень большой потенциал. «Есть много потребителей, которые в силу малой информированности, не сформированных потребительских предпочтений, по каким-либо другим причинам редко включают рыбу в свой рацион, и здесь есть над чем работать, — говорит он. — Стимулирование потребления — реклама, просветительская работа — будет способствовать развитию отрасли в целом».

Потребление рыбы в России ограничивается множеством факторов, констатирует директор практики финансового консалтинга группы «Деловой Профиль» Анна Крысина. Это и территориальная удаленность большинства российских регионов от мест вылова рыбы, и дороговизна большинства видов такой продукции, обусловленная значительными затратами на транспортировку и хранение рыбы, и конкуренция со стороны мяса, особенно мяса птицы, которое по ценам сопоставимо и даже дешевле рыбы. Негативно влияет на спрос снижение качества замороженной рыбы из-за длительной доставки до покупателя, а также сокращение платежеспособного спроса из-за череды кризисов в экономике. «Что касается аквакультуры, ее себестоимость по-прежнему высока, и в последние годы она еще больше выросла из-за зависимости от импортных кормов», — акцентирует внимание эксперт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В отношения США и России вернулся «просто бизнес» В отношения США и России вернулся «просто бизнес»

Как и 90 лет назад, Америка заинтересована выстроить взаимоотношения с Россией

Монокль
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Куда уходит секс? Куда уходит секс?

Что убивает наш секс?

Men Today
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет» Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет»

Три с половиной года — только пробы, пробы, пробы — и ни одного утверждения

Коллекция. Караван историй
Не только варенье Не только варенье

Какие заготовки на зиму делают иностранцы

Лиза
Искусное сплетение Искусное сплетение

Квартира с винтажными предметами быта из эпохи социалистического реализма

Идеи Вашего Дома
Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать» Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать»

Роль необходимо понять кишками! Надо прочувствовать ее изнутри

Коллекция. Караван историй
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
Биоэкономический прорыв Биоэкономический прорыв

Какие возможности дает России развитие биоэкономики

Ведомости
Как слепой Дэниел Киш открыл миру человеческую эхолокацию Как слепой Дэниел Киш открыл миру человеческую эхолокацию

Слепой с младенчества Дэниел Киш научился «видеть» мир с помощью эхолокации

ТехИнсайдер
Могут ли добавки с витамином D замедлить старения Могут ли добавки с витамином D замедлить старения

Витамин D — ключ к долголетию?

ТехИнсайдер
«Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов «Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов

Зачем девелоперам личные блоги и wellness-мероприятия?

Inc.
Максим Заяц Максим Заяц

Максим Заяц: белорусский комик из Минска, музыкант

Правила жизни
Не ленивый, а усталый: почему бездействие часто скрывает перегрузку Не ленивый, а усталый: почему бездействие часто скрывает перегрузку

Почему лень не всегда означает бездействие и как узнать, что за ней скрыто?

Inc.
Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая

Как сделать импорт товаров из Китая выгодным?

Inc.
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит

Hyundai Staria: Внеземной минивэн по земным ценам

ТехИнсайдер
Открыть в приложении