Afternoon Seasons of lifeОбщество
Вопросы жизни и смерти
«Наследие» — это звучит благородно. В «наследстве» возвышенный тон обращается в несогласие, ссоры и напряжение. Об этом предупреждал еще Монтень. Нелли Константинова расспросила опытного адвоката Артура Басистова о том, можно ли избежать ссор между родственниками, что делать, чтобы не завязнуть в языке законов, как от горя не потерять голову и завещанное.
О наследстве часто спорят. Почему?
Потому что кто-то оказался не наследником или хочет получить больше, чем получил или получит.
Завещание лучше, чем его отсутствие?
Завещания в России пишутся редко, а зря: в случае, например, болезни наследодателя чем больше времени пройдет от составления завещания до его открытия, тем меньше шансов его оспорить. Без завещания же по закону к принятию наследства призываются ближайшие, первой очереди, родственники. Если их нет, ищут вторую и так до седьмой (хочется сказать «воды на киселе» или вспомнить гражданина Поплавского из «Мастера и Маргариты») очереди. Родственник не может автоматически лишиться наследства. Это можно сделать только в завещании, и даже без указания причин.
Можно ли написать завещание дома в одиночку и оставить его в сейфе?
Лучше не нужно: завещания удостоверяются нотариусом, и это помогает избежать ошибок. Однако иногда пишутся закрытые завещания, которые даже нотариус не видит. Вот тогда при вскрытии конверта случаются немые сцены не только из-за нелогичной раздачи богатства, но и потому, что из текста не понятно, что же хотел сделать с ним владелец.
Кто еще может заверить документ?
Есть список должностей, но нотариус в любом случае лучше для заверения, чем главврач, капитан судна, начальник колонии: он юрист и знает закон, а управленцы из списка просто имеют право удостоверять документы.
Кто может стать наследником?
По завещанию им может быть любое физическое или юридическое лицо, да хоть незнакомый человек (главное, четко прописать, где его найти, а не «завещаю все своей коллеге, с которой мы работали в экспедиции в Абакане в 1977 году»). Котик — нет, не может. Он, как ни кощунственно это звучит, не субъект права, а объект. Даже Карл Лагерфельд не смог сделать свою кошку прямой наследницей и назначил ей опекуншу, которой и поступают деньги для обеспечения жизни Шупетт в поместье с дворецким и шеф-поваром. В нашей стране человек тоже не может завещать квартиру коту. Он может завещать самого кота. Правовые механизмы, которые обеспечивают контролируемую обязанность наследников содержать кота, существуют и вполне эффективны.
Зато наследство во всем мире могут получать любимые, друзья, коллеги, соседи, просто люди, которым завещатель рад или благодарен — неважно за что. И получают, и об этом драматические сюжеты многих книг и фильмов: горничная или управляющий оказываются владельцами дворца, за которым, владелец уверен, они будут ухаживать, как всю жизнь это делали. Подсказка: будут, однако не все и не всегда, но в жизни владельца есть место романтике, надеждам и мечтам.
