Afternoon Seasons of lifeОбщество
Оставить след
Журналист Катерина Дронова о том, что наследуют не только люди.

Люди, народы, страны, континенты наследуют друг у друга слова, языки, традиции. Есть наследие — значит есть корни. Есть корни — есть будущее. Наследство — это и память, и репутация, и знания, и ремесло, и традиция, и ритуал, значения которого мы уже не понимаем, но исполняем его, потому что так делали до нас.
В традиционном обществе наследниками не рождались. Законному новорожденному еще пред стояло доказать, что он не дух, которого подсунули в утробу матери злые силы. Рожденного вне брака ребенка отец мог ввести в род по своей воле. Так это выглядело, например, в древней Скандинавии: из шкуры тотемного животного (на охоту на него было наложено табу, но для обряда делали исключение), конкретно — из куска шкуры с задней правой ноги, шили башмак. Правое и левое — пример бинарных оппозиций в традиционной культуре. Правая сторона у большинства народов считалась «правильной», «светлой», «чистой», левая — «темной», «ложной», «нечистой» (это до сих пор отражено в языке: например, «ходить налево»). Возвращаясь к башмаку: в него должен был «против своей воли» вступить вводимый в род мальчик — его «заставлял» отец. Этот спектакль разыгрывался для духа материнского рода, который мальчик покидал: дух должен видеть, что ребенок делает это не по доброй воле, и не гневаться на него, не преследовать. Затем в башмак вступал отец, за ним — его совершеннолетние дети. Новый член рода оставлял на земле такой же след, как и другие, а значит становился полноценным родственником, наследником — чаще не имущества, а истории рода. Он обретал длинную цепочку предков — бесценный социальный
