Afternoon Seasons of lifeРепортаж
Онегин, любовь и роботы
Писатель Валерий Печейкин размышляет, что было бы сегодня с героями русской литературы, окажись в их руках не перо, а приложение для знакомств.
Я очень люблю искусственный интеллект. Может быть, поэтому я все время говорю с ним о любви. И этот текст я написал, разговаривая с нейросетью. «Любовь — это единственный сбой в системе, который мы не хотим исправлять», — сказала мне нейросеть. Выходит, любовь это ошибка?
В каком‑то смысле да, если считать жизнь без любви правилом. Это хорошо показывает шведская художница Лив Стрёмквист, нарисовавшая графический роман «Расцветает самая красная из роз». Стрёмквист подчеркивает, что любовь — это то, что происходит не по плану. Читай: не по алгоритму. И если взглянуть на русскую классику, то увидим немало сюжетов о том, как все пошло не так.
Вот Анна Каренина, страдающая от невозможной страсти, или Онегин, убегающий от любви, чтобы в конце концов понять, что она была его спасением. Для героев русской классики любовь — это всегда больше, чем чувство. Это романтическая вселенная, полная страданий. Но что было бы, если бы Анна или Онегин жили в наше время? Если бы искусственный интеллект стал советчиком в их любовных делах?
Представим Анну Каренину, только вместо мучительных прогулок по Петербургу она сидит за столом и консультируется с приложением, которое предсказывает развитие ее романа с точностью до процента: «Не встречайся с Вронским, вероятность разрушения семьи — 89%. Останься с Карениным, стабильность — 96%». Но сможет ли Анна прислушаться к советам машины? Конечно же нет! Ее душа не может жить в рамках алгоритмов. Эта страсть неподвластна человеческому разуму и тем более искусственному интеллекту. Возьмем «Преступление и наказание»
Достоевского. Казалось бы, где здесь место любви? А ведь все произведение пронизано нитью отношений Раскольникова и Сони. Соня — воплощение самоотверженной любви, которая остается с Раскольниковым, несмотря на его преступления. А что сказал бы о них искусственный интеллект? «Уровень совместимости — низкий». Но Соня действует не по логике, а по зову сердца. Машина не может учесть самопожертвование и духовную борьбу. Во всяком случае — пока.