«Аэрокобра» Покрышкина: американская хищница для советских асов
История настоящей Бэллочки-людоедки.
Из 59 подтвержденных воздушных побед в Великой Отечественной трижды Герой Советской Союза Александр Покрышкин 48 побед одержал на истребителе P-39 Airacobra фирмы Bell Aircraft. Сам по себе этот факт можно воспринимать двояко и даже извращенно. Например, так: даже советские воздушные асы наилучших результатов добивались не на родных, а на заграничных самолетах.
Но это, кстати, в корне неверно. Например, Иван Кожедуб летал исключительно на советских машинах. Главное же — американские летчики (а также британские и французские) эту самую «Аэрокобру» не очень-то и любили. Отсюда растут ноги и другого большого заблуждения: мол, масштабные поставки P-39 в СССР по ленд-лизу — это номер из серии «На тебе, боже, что нам негоже». Но и это не совсем так.
Правда же в том, что «Аэрокобра» — действительно очень необычный самолет. По сути этот истребитель строили вокруг… пушки. Еще в 1935 году Лоуренс Вудс, главный конструктор фирмы Bell Aircraft, впечатленный мощью 37-миллиметровой авиационной пушки Oldsmobile T9, решил оснастить ею истребитель-перехватчик.
В те времена даже 20-миллиметровые пушки были редкостью на самолетах, а уж монстр калибра 37 мм (на вооружение его примут под индексом М4) — и подавно. Мощное вооружение потребовало нетривиальных решений в конструкции истребителя. Можно смело утверждать: другого такого самолета, как «Аэрокобра», во времена Второй мировой просто не существовало.
Во-первых и в-главных, P-39 удивлял расположением двигателя в средней, а не в передней части фюзеляжа. Спереди, четко по оси самолета, установили ту самую пушку М4. Центральномоторная компоновка отчасти была вынужденной мерой, но стала важной фишкой «Аэрокобры».