Яды особого назначения: “тихие” методы устранения врагов
Алексей Навальный перед вылетом в аэропорту Томска выпил чашку чая. Экстренная посадка, госпитализация, искусственная вентиляция легких, кома. Взяты анализы, собран консилиум, но диагноза все еще нет. Отравили, но чем? Это уже посерьезнее зеленки на лице. А пока томские врачи борются за здоровье оппозиционера, “Популярная механика” решила вспомнить, чем и как спецслужбы травят неугодных.
Диоксин
Вообще, диоксин - название бытовое. По-научному это полихлорпроизводное дибензодиоксина называется 2,3,7,8-тетрахлородибензодиоксин, или просто ТХДД. В арсенале этого вещества мощные мутагенные, иммунодепрессантные, канцерогенные, тератогенные и эмбриотоксические действия. Причина такого внушительного арсенала чертовски проста: ТХДД отменно вписывается в рецепторы и подавляет или изменяет их функции. Во время войны во Вьетнаме ядом обрабатывали леса для охоты на партизанские отряды вьетконговцев, а в 2004 году им “обработали” во время ужина Виктора Ющенко, кандидата в президенты Украины.
Политика лечили австрийские медики, у него появилась асимметрия лица и другие характерные признаки диоксиновой интоксикации, но к счастью Ющенко остался жив. По одной из основных версий отравление было спланировано российскими спецслужбами, правда, доказательств состава преступления, разумеется, так и не было найдено.
Полоний-210
Еще одно дело, которое приписывают российским спецслужбам - отравление в 2006 году подполковника ФСБ в отставке Александра Литвиненко. Все начиналось как обычное пищевое отравление: сильная диарея, рвота. Однако, курс антибиотиков не помогал, и Литвиненко становилось все хуже. Внутренние органы отказывали один за другим, и только спустя 22 дня медики нашли причину - отравление полонием-210. В тот же день Литвиненко умер. К слову, российский подполковник не единственный пострадавший от этого яда: в 2006 году от него скончался нобелевский лауреат и палестинский лидер Ясир Арафат.