На исходе дня
Патриарх американского кино режиссер Джеймс Айвори, автор таких классических фильмов, как “Комната с видом”, “На исходе дня” и “Джефферсон в Париже”, рассказал русскому AD о своем доме в штате Нью-Йорк.
Мой дом в штате Нью-Йорк имеет для меня особое значение. У писателя и коллекционера Марио Праца была когда-то в Риме большая квартира, о которой он написал упоительную книгу под названием “Дом жизни”. Прац писал, что каждый предмет в квартире был для него связан с памятью – о человеке, о месте, о важном событии, о чем-то личном, о любви. Его книга – увлекательное путешествие в глубину памяти: рассказывая о вещах, он раскрывает свою жизнь. Мой дом для меня точно такой же: это символ меня, моего прошлого. Мне уже под девяносто, прожил я немало, и этот дом – неотъемлемая часть моей личности. Я прожил и проработал тут так много лет – половину жизни, причем самую ее продуктивную и увлекательную половину; без этого дома я утрачу часть себя.
В этом доме были сердце и душа моей кинокомпании Merchant Ivory; конечно, я и мои друзья и коллеги много где бывали и работали, но именно в этом доме мы всегда были... дома. Кто же эти “мы”? Во-первых, мой друг и партнер, бесстрашный продюсер Исмаил Мерчант. Писательница Рут Джабвала – наша любимая сценаристка. Ее муж, индийский архитектор Сайрус Джабвала. Разнообразные взрослые дети и племянники. Наш композитор Ричард Роббинс. И я. Почти все они уже покинули этот мир, я один остался, но для меня они словно и сейчас рядом.
Что же я вижу, проходя сегодня по комнатам своего “дома жизни”? Как и Прац, в первую очередь я вижу прошлое. Мой дом был построен в период между 1805 и 1815 годами по заказу Джейкоба Ратсена ван Ренсселаера, представителя одной из старейших аристократических семей Нью-Йорка, прибывшей сюда из Голландии в XVII веке. Джейкоб Ратсен не был землевладельцем – он был юристом, выпускником Йеля. Но богатство и положение его семьи обязывали отстроить новый роскошный дом. Предполагается, что проект