«Я знаю, что меня когда-нибудь застрелят»: как Зарифа Гафари стала мэром в консервативной провинции Афганистана
Зарифа Гафари — не первая женщина-мэр в Афганистане, но самая молодая и к тому же рискнувшая пойти в политику в провинции Вардак, где сильны консервативные настроения. Угрозы и покушения для нее — такая же часть рутины, как и рабочие совещания
«Я в первую очередь правозащитница», — пишет в своем официальном аккаунте в Twitter мэр афганского города Майдан-Шар Зарифа Гафари. 29-летняя Зарифа — не первая женщина на высокой государственной должности в Афганистане, но все же в своем роде уникальная. Ее предшественницы возглавляли провинции Дайкунди и Бамиан — достаточно прогрессивные по местным меркам регионы, где ситуация с правами женщин относительно неплохая. Зарифа Гафари рискнула занять пост мэра города Майдан-Шар в провинции Вардак — опасной и крайне консервативной местности, где многие объекты захвачены представителями радикального движения «Талибан» (запрещено в России). В Вардаке настолько небезопасно, что передвигаться по некоторым магистралям гражданским жителям не рекомендуется. Сама Гафари не рискует жить в городе, которым управляет, — она каждый день ездит в Майдан-Шар из расположенного в 40 км Кабула, столицы Афганистана. «Я знаю, что меня когда-нибудь застрелят», — говорит Гафари. Но ее работу не останавливают ни гендерные стереотипы, ни угрозы от вооруженных радикалов.
Женские голоса Афганистана
Зарифа Гафари выросла во время гражданской войны в Афганистане. Она училась в младшей школе, когда 11 сентября 2001 года произошла террористическая атака на башни-близнецы в Нью-Йорке. Американские власти обвинили в этом «Аль-Каиду» (признана террористической организацией и запрещена в России) и ввели войска в Афганистан, чтобы свергнуть «Талибан», пребывавший тогда у власти и отказавшийся экстрадировать террористов. Сделать это войскам США вместе с внутренними военными силами Афганистана удалось уже к концу 2001 года. Однако противостояние не прекратилось — «Талибан» по сей день пытается вернуться к власти, и вот уже 20 лет на территории страны идет гражданская война с участием иностранных войск.