«Я не прожил и дня без любви к тебе»: история Наполеона и Жозефины в письмах французского императора
Роман Жозефины Богарне и Наполеона Бонапарта — один из самых продолжительных и бурных в истории. К 260-летнему юбилею со дня рождения главной женщины в жизни императора вспоминаем хронологию событий и перечитываем письма, которые по накалу страстей не уступают самым чувственным бестселлерам о любви.
Они познакомились в 1795 году в салоне мадам Тальен — известной светской львицы Парижа, собиравшей в своих стенах все сливки французского общества. Дома у радушной хозяйки писатели, художники и общественные деятели неизменно обретали гостеприимство и уют, столь необходимые после террора и кровопролития революции. А кому-то посчастливилось найти еще и любовь всей своей жизни. Но обо все по порядку.
Опасные связи
К концу XVIII века Жозефина была уже опытной женщиной: у нее за плечами был брак, сделавший ее вдовой, двое детей и даже опыт пребывания в местах лишения свободы (хотя последнее вряд ли можно назвать необычным, учитывая исторический контекст Франции того времени). Ее первого мужа Александра, тоже генерала, казнили, поставив в вину бездействие при обороне Майнца и сообщничество в других изменах. Жозефина, как жена врага народа, была арестована и заключена в Кармелитский монастырь — именно там располагалась одна из самых ужасных тюрем Республики.
Три месяца в сырых казематах не сломили ее волю к жизни: в монастыре Жозефина завела интрижку с содержащимся там революционным генералом Гошем. Однако после Термидорианского переворота и последующего за ним освобождения их связь больше не могла продолжаться. Так об этом упоминает писатель Монгальяр: «Незадолго до смерти Гош не скрывал отвращения, внушаемого ему подобной связью, ибо Жозефина беспрестанно просила у него денег».
Милый друг
Расставание с перспективным любовником не слишком расстроило Жозефину, привыкшую добиваться всего своими силами (или как минимум обольстительностью). Несмотря на финансовые трудности после выхода из тюрьмы, она смогла войти в круг столичной богемы. Во многом это ей удалось благодаря не только природному очарованию и общительности, но и влиянию нового «милого друга» — виконта де Барраса. На официальных салонах в Люксембургском дворце Жозефина, одетая в открытое розовое платье, отделанное по подолу черной бахромой, и белые чулки с зелеными стрелками, привлекла внимание де Барраса. Они начали проводить время в обществе друг друга на пышных приемах и шумных танцевальных вечерах, и постепенно интимность их отношений перестала вызывать какие-либо сомнения у окружающих. И казалось бы, Жозефина получила все, что хотела: доступ в высший свет, роскошь и богатство. Но главная любовь ее жизни все еще была впереди.