Рассказываем об утопических фантазиях и реальных проектах зданий из стекла

ArzamasКультура

7 архитектурных проектов из стекла

Как стекло стало символом рая и почему на протяжении веков архитекторы так упорно пытались воссоздать на земле образ Небесного Иерусалима? Рассказываем об утопических фантазиях и реальных проектах.

Авторы Екатерина Вязова, Анна Корндорф

Мы живем в окружении зданий из стекла: гигантские витрины, сплошь остекленные торговые центры, вокзалы и аэропортыдао, выставочные павильоны и небоскребы давно стали частью повседневности. Между тем история стеклянной архитектуры была долгой и причудливой и началась с мифологии стекла — хрупкого, прозрачного и самого загадочного из доступных человеку материалов. Начиная с эпохи барокко стекло ассоциировалось с Небесным Иерусалимом, описанным в Откровении Иоанна Богослова («Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу»*), в XVIII веке — с дворцами Солнца, о которых подробнее пойдет речь ниже, а в XIX веке — с социальной утопией и мечтами философов и писателей о справедливом устройстве общества.

*Откр 21:18.

К тому моменту, как индустриальный XIX век сделал возможным появление гигантских зимних садов, выставочных дворцов и пассажей, стеклянная архитектура уже не могла восприниматься вне символического контекста. Знание этой символики позволяет понять те масштабы, которые приобрело стеклянное прожектерство в XIX–XX веках, развиваясь сразу в нескольких сферах — архитектурной практики, архитектурного визионерства, утопических проектов и литературных фантазий.

Мы выбрали семь стеклянных «чудес света», обозначивших ключевые этапы в истории построек из стекла. Созданные в Англии, Франции, Германии, России, Италии, эти проекты отражают географию повсеместного увлечения стеклом. Все они относятся к эпохе, когда стеклянное строительство еще не стало общемировой архитектурной практикой — мы останавливаемся на пороге эры небоскребов.

1Дворец Солнца в Байройте (1753)

Солярный дворец. Представление в римском театре Арджентина по случаю свадьбы французского дофина Людовика и Марии Жозефы Савойской. Картина Паоло Панини. 1747 год. Musée du Louvre
Машина для дворца Солнца. Рисунок Франческо Галли Бибиена. 1717 год. Museu Nacional de Arte Antiga
Дворец Солнца. Панорама павильона дворцового комплекса Эрмитаж, построенного в 1753 году. Байройт. Pixabay
Дворец Солнца. Павильон дворцового комплекса Эрмитаж. Байройт, 2011 год © Wolfgang Pehlemann / CC BY-SA 3.0

В сказке Петра Ершова «Конек-горбунок» (1833) есть описание волшебного терема Солнца:

Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод:
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые,
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады…

Это не сказочная фантазия, а след давней традиции изображения дворца Солнца, с которого и началась европейская история зданий из стекла. Первый образец стеклянного дворца появился не в архитектуре, а в театре: на придворной барочной сцене. Парадоксальным образом, он не был сделан из стекла, но являлся сценической иллюзией, суммой декорации и бутафории. Создатели дворца отталкивались от описания дома Солнца из второй книги «Метаморфоз» Овидия. Там солярный дворец из золота, серебра и прозрачных самоцветов парил в облаках, несомый стройными колоннами. В качестве идеальной формы для воплощения образа застывшего света, театральные архитекторы выбрали ротонду*.

*Храм Солнца как ротонду описывал итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти в своих «Десяти книгах о зодчестве» (1452). 

С помощью сложно устроенной театральной машинерии закрывавшие сцену облака кулис раздвигались, являя фасад небесного дворца. Постепенно его стены раскрывались, и зритель видел грандиозный интерьер с витыми колоннами и куполом из прозрачного хрусталя, золотыми карнизами, украшенными знаками Зодиака и статуями, а также задником небесно-голубого цвета. Убранство небесного дворца часто дополняли изображения цитрусовых растений, напоминавших о его расположении на дальнем конце Вселенной, где великан Атлант держит небесный свод и где находится знаменитый сад Гесперид с золотыми яблоками*.

*Такие дворцы с распахнутыми полуциркульными крыльями и центральным корпусом-ротондой можно видеть во многих проектах династии театральных архитекторов Галли Бибиена. Это семейство насчитывает десять художников четырех поколений. Большинство из них работали как театральные архитекторы и декораторы при различных дворах Европы. Особенно известны Фердинандо Бибиена (1656–1743) — автор нескольких научных трудов по архитектуре и перспективе, Франческо (1659–1739), а также Алессандро (1686–1748), Джузеппе (1696–1757) и представитель младшего поколения Карло Бибиена (1728–1787), работавший в Петербурге в 1776–1778 годах.

В XVII веке христианские императоры вернулись к античной традиции соотнесения государя с Солнцем, только теперь они обосновывали это, сравнивая свою роль на земле с Христом, который (как Солнце) властвовал на небесах. Резиденция монарха должна была символически подтверждать этот статус: с одной стороны, быть дворцом Солнца, с другой — содержать христианские отсылки. Человек эпохи барокко прекрасно знал тексты (как религиозные, так и светские), в которых описывался Небесный Иерусалим — символ Царствия Божия для всего христианского мира. К этому образу и обратились строители дворцовых резиденций. Но как превратить идеальное хрустальное видение в земную постройку, объединяющую солярную и христианскую символику? На помощь архитекторам пришла привычная ассоциация оранжерей с садом Гесперид, через который лежал путь во дворец Солнца. Само слово «оранжерея» (от французского orange — «апельсин») прижилось в Европе в XVII веке лишь потому, что все ранние зимние сады предназначались для содержания цитрусовых деревьев, а отнюдь не пальм и цветов. Спелые экзотические оранжевые плоды ассоциировались с золотыми яблоками Гесперид: неслучайно первый трактат по разведению цитрусовых назывался «De Hortis Hesperidum» (ок. 1500).

Соединение хрустального павильона с садом Гесперид и стало основой иконографии многочисленных парковых дворцов-оранжерей, строившихся в Европе в конце XVII — начале XVIII века. Один из классических памятников оранжерейной дворцовой архитектуры — Новый дворец, возведенный в Байройте по заказу маркграфини Вильгельмины, сестры Фридриха II Прусского. Центром этого подковообразного сооружения стал дворец Солнца с двумя симметрично расположенными по сторонам циркумференциями*, каждая из которых представляет собой аркаду** в четверть окружности. Они использовались как оранжереи, по сторонам которых присоединялись вольеры с птицами (символ небесной стихии, которой принадлежит дворец Солнца). Подстриженные деревья или кусты по двум сторонам дорожки как бы продолжали линию аркад, завершая овал и отграничивая внутренний мир дворцового комплекса от внешнего. Смыслом этого внутреннего мира и был дворец Солнца, построенный архитектором Жозефом Сен-Пьером. Здание служило прославлению графа Фридриха как бранденбургского Аполлона, властелина времен года и знаков Зодиака, поддерживающего порядок и круговорот жизни байройтского мира.

*Циркумференция — дугообразный корпус, примыкающий к главному дому усадебного или дворцового комплекса.
**Аркада — часть архитектурного сооружения, представляющаяя собой ряд арок, опирающихся на столбы или колонны и образующих открытую галерею вдоль здания.

Купол дворца венчает скульптурное изображение золотой колесницы Аполлона, а стены украшены кусочками горного хрусталя, придающими им мерцающий драгоценный вид, — обязательный признак нематериальной, построенной из чистого света архитектуры. Внутреннее убранство дворца также напоминает о саде Гесперид. Красная, голубая и желтая стекломасса, использованная в отделке дворца и оранжерей, имитирует стены из драгоценных камней во дворце Солнца и отсылает к образам трех сестер Гесперид: Эрифия — «крас–ная», Геспера — «вечерняя», Эгла — «сияние».

2Хрустальный дворец на лондонской Всемирной выставке (1851)

Первый набросок Хрустального дворца, сделанный Джозефом Пэкстоном 11 июня 1850 года © Victoria and Albert Museum
Фасад Хрустального дворца. 1852 год. Smithsonian Libraries
Южный фасад Хрустального дворца. 1851 год. The Hearsum Collection
Интерьер Хрустального дворца. 1851 год. The British Library
Интерьер Хрустального дворца. 1851 год. The British Library

Хрустальный дворец, наверное, самое знаменитое в мире строение из стекла. Чернышевский описал его в «Четвертом сне Веры Павловны», Достоевский раскритиковал в «Записках из подполья», знаменитый критик Стасов превознес в самых восторженных выражениях, а британский писатель и художник Джон Рескин увидел в нем лишь «самую большую из оранжерей, когда-либо построенных в мире»*.

*Цит. по: Д. Е. Аркин. Рождение и гибель Хрустального дворца // Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

Это легендарное здание было главным павильоном первой в истории Всемирной выставки, открывшейся в 1851 году в Лондоне. Ее задача была весьма амбициозна: презентация идеи прогресса, демонстрация индустриальных достижений человечества, машин и продукции будущего. Триумфу новых технологий должна была соответствовать и архитектура выставочного павильона. В конкурсе проектов победил Джозеф Пакстон, английский садовод и специалист по оранжерейной архитектуре, прославившийся к тому времени возведением самых грандиозных оранжерей в Англии.

Новые технологии строительства и конструктивные приемы, опробованные в оранжерейной практике, Пакстон использовал в Хрустальном дворце. Главные из них — идея монтажа стандартных частей и применение листового стекла, что позволяло остеклить значительно большие поверхности, чем прежде. Это было изобретением Роберта Лукаса Ченса, чье имя в истории стеклоделия сравнимо с именем Веджвуда в истории фарфора.

В основу конструкции павильона был положен максимально возможный размер стеклянного листа — 122 × 25 см. Три таких листа заключались в железные рамы, которыми заполнялся каркас. Длина рамы соответствовала расстоянию между несущими столбами: таким образом все пропорции дворца были рассчитаны исходя из размера стеклянного листа.

Масштабы Хрустального дворца, возведенного на территории Гайд-парка меньше чем за восемь месяцев, поражали воображение современников. Это было самое большое здание в мире: его длина равнялась 564 метрам, ширина — 139 метрам, высота — 20,31 метра. Компания Chance Brothers, основанная Ченсом, изготовила для павильона 300 тысяч стеклянных панелей общей площадью 88 тысяч квадратных метров. Хотя композиция пятинефного павильона с широким центральным нефом* и трансептом**, возвышающимся над всем зданием, очевидно восходила к готическим соборам, образ пространства был иным. «Если бы мы могли представить себе, что воздух можно отливать, как жидкое тело, тогда нам показалось бы, что свободный воздух здесь затвердел, после чего форму, в которой он был отлит, убрали прочь», — писали современники***.

*Неф (от франц. nef и лат. navis «корабль») — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
**Трансепт (от латинского transeptum: trans — «за», septum — «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных в плане соборах, пересекающий под прямым углом основной продольный неф.
***Д. Е. Аркин. Рождение и гибель Хрустального дворца // Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги

Как НКО могут самостоятельно зарабатывать на свое существование?

Forbes
25 типичных ошибок, которые каждый мужчина совершает снова и снова 25 типичных ошибок, которые каждый мужчина совершает снова и снова

Есть вещи, которые делать нельзя, но мы все равно делаем. И потом жалеем!

Maxim
Магия утра Магия утра

Как первый час дня определяет ваш успех

kiozk originals
В Московском зоопарке на свет появились лесные драконы: фото В Московском зоопарке на свет появились лесные драконы: фото

Детеныши редких ящериц впервые появились в стенах Зоосада

National Geographic
Чтение на 15 минут: «Иосиф Бродский: поэт в аудитории» Чтение на 15 минут: «Иосиф Бродский: поэт в аудитории»

Отрывок из воспоминаний Розетт Ламонт о Бродском-преподавателе и его лекциях

Arzamas
Режим «Перезагрузка» Режим «Перезагрузка»

Если в жизни все идет совсем не так, надо срочно переходить к плану «Б»

Лиза
Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности Эпиляция и депиляция: что можно и нельзя во время беременности

Какие методы эпиляции и депиляции можно использовать во время беременности?

9 месяцев
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
Как расстаться с девушкой по-джентльменски? Как расстаться с девушкой по-джентльменски?

Подробная инструкция что делать, чтобы бывшая исчезла из твоей жизни без обид

Maxim
Александр Дуэль: Идеальная бизнес-стратегия — 2020. Пять правил успешной цифровой трансформации Александр Дуэль: Идеальная бизнес-стратегия — 2020. Пять правил успешной цифровой трансформации

Цифровая трансформация — глобальное изменение и потрясение основ

СНОБ
Опасная шестерка: самые частые болезни у мужчин и женщин Опасная шестерка: самые частые болезни у мужчин и женщин

Топ-3 самых частых болезней у мужчин и женщин

Cosmopolitan
Роборуку научили чувствовать предметы с помощью солнечных панелей Роборуку научили чувствовать предметы с помощью солнечных панелей

Часть панелей закрывается и перестает вырабатывать электричество

N+1
Вода и мир Вода и мир

Перейдет ли человечество на жидкую валюту

Огонёк
Лыжный сезон: как Арнольд Шварценеггер, принцесса Диана и Шер проводили зимние каникулы Лыжный сезон: как Арнольд Шварценеггер, принцесса Диана и Шер проводили зимние каникулы

Зима — не повод отказываться от активного отдыха

Esquire
У берегов Пуэрто-Рико обнаружили новый вид глубоководных гребневиков У берегов Пуэрто-Рико обнаружили новый вид глубоководных гребневиков

На глубине около 3900 метров обнаружен новый вид гребневиков

N+1
7 вопросов, которые позволят завязать интересный разговор 7 вопросов, которые позволят завязать интересный разговор

Темы для разговоров, не касающиеся политики и других серьезных вопросов

Psychologies
Дмитрий Евграфов: « В торговых центрах будет играть плохая музыка от ИИ» Дмитрий Евграфов: « В торговых центрах будет играть плохая музыка от ИИ»

Как создают музыку с помощью нейросетей и почему здесь не обойтись без человека

РБК
Мир на бобах Мир на бобах

Как американские власти и защитники климата разгоняют цены на продовольствие

Эксперт
Политическое наследство Шиеса Политическое наследство Шиеса

Как экологические активисты вырабатывают новую политическую культуру

Эксперт
Почему Тейлор Свифт — самая успешная певица современности Почему Тейлор Свифт — самая успешная певица современности

Рассматриваем вблизи самую успешную певицу десятилетия

РБК
Зимние развлечения: советуют Толстой, Чайковский и Репин Зимние развлечения: советуют Толстой, Чайковский и Репин

Выбирайте зимний досуг по советам русских классиков

Культура.РФ
77 м² 77 м²

Квартира в Казани, в которой сохранились исторические колонны

AD
«Большинство не сможет ничего накопить» «Большинство не сможет ничего накопить»

Ждать ли в ближайшем будущем очередной пенсионной реформы?

Огонёк
История DeLorean: как инженер-плейбой разрушил свою автомобильную компанию — и вот уже 20 лет её пытаются возродить История DeLorean: как инженер-плейбой разрушил свою автомобильную компанию — и вот уже 20 лет её пытаются возродить

Джон Делореан руководил Pontiac, но не смог сохранить собственную компанию

VC.RU
Как встретить принца: истории знакомства королевских пар Как встретить принца: истории знакомства королевских пар

Даже с будущим королем можно познакомиться при вполне банальных обстоятельствах

Cosmopolitan
60 м² 60 м²

Дизайнер Кирилл Карпунин превратил советскую двушку в единое пространство

AD
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
«Шанс понять, как развивалась Земля» «Шанс понять, как развивалась Земля»

Чего ждут ученые от новой порции лунного грунта

Огонёк
«Самое ужасное то, что я еще 43 года назад предвидел политкорректность» «Самое ужасное то, что я еще 43 года назад предвидел политкорректность»

Рэй Брэдбери дал это интервью американскому PLAYBOY в мае 1996-го

Playboy
Равнение назад! Равнение назад!

Почему сильные, здоровые и умные не виноваты перед слабыми, больными и глупыми

Maxim
Открыть в приложении