6 типов нарциссов: расставляем «диагнозы» героям популярных фильмов
Нарциссы — чрезмерно самовлюбленные и тщеславные люди — бывают разными. Попробуем разобраться с основными видами нарциссизма, изучив героев известных фильмов.
Общественный нарциссизм
«Сладкая жизнь», Федерико Феллини, 1960
Бум нарциссических ценностей начался в послевоенные годы, когда острые общественные потрясения остались позади, а в настоящем царили одиночество и растерянность перед мирным временем. Психологический маятник качнуло от коллективных ценностей к индивидуальным особенностям.
Вспышка общественного нарциссизма отраженав сатирической «Сладкой жизни» — картине о светской скуке и праздной суете, о пустоте и блеске высшего римского общества, пропитанного безразличием и отчужденностью. Закончилась война, свершилось итальянское экономическое чудо, но комфорт и мирное время не принесли покоя.
Типичный нарцисс Марчелло живет с депрессивной Эммой, но ему настолько на нее плевать, что после ее попытки суицида он не остается ночевать дома. Его самооценка мечется из крайности в крайность: от «я гений» до «я ничтожество». Мечтая стать писателем, он временно работает колумнистом для желтой прессы. И чем дальше, тем труднее ему выбраться из «парника» общественного нарциссизма.
Патологический нарциссизм
«Круэлла», Крэйг Гиллеспи, 2021
Злодейку из Лондона, одержимую высокой модой и низкими замыслами сшить шубу из далматинцев, не всегда звали Круэллой. Родилась она с именем Эстелла, и мама воспитывала ее мягкой и милой, но все без толку: буллинг, исключение из школы, сиротство. Так, травма за травмой, зачатки светлой части уступили место тени.
Подобно тому, как в «черно-белой» прическе соединяются два цвета, внутри героини уживались нервная, травмированная, талантливая Эстелла и жестокая, эгоистичная, высокомерная Круэлла. Расщепление на абсолютное добро и такое же абсолютное зло свойственно нарциссической личности.