50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы
Венецианское кружево из Рязанской области, гжельские стаканы для кофе на вынос, украшения из бивня якутского мамонта — в России сохранилось более 200 народных промыслов, многие из них стали предприятиями малого бизнеса. Предприниматели инвестируют не только в известные бренды вроде хохломы, но и в полузабытые локальные марки. Их не пугает острый дефицит кадров, китайские подделки, сложности с маркетингом и старинными технологиями. Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать — в материале Forbes.
За последние 15 лет совокупный оборот народных промыслов удвоился и в 2023 году достиг 6 млрд рублей, рассказал Forbes Геннадий Дрожжин, председатель правления ассоциации «Художественные народные промыслы России». По объемам производства рынок выглядит так: больше всего выпускается текстиля, на него приходится 23%, на втором месте — изделия из металла (21%), на третьем — керамика (17%), по данным Минпромторга.
Однако купить подлинные изделия художественных промыслов в центре Москвы или Петербурга бывает непросто. Еще в 2017 году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко эмоционально раскритиковала качество и ассортимент сувениров: «Я в воскресенье была на катке у ГУМа, проходила мимо ярмарки. Одни матрешки, ну невозможно… конечно же, намалевано, все это не ручной работы, такое примитивное. Стыдно, что мы постоянно одними матрешками торгуем. Сколько у нас всяких брендов». По поручению Матвиенко в верхней палате была создана специальная комиссия по поддержке народных промыслов.
«Когда мы начинали в 2017-м, много сувениров в Петербурге были китайского производства, — говорит в беседе с Forbes предприниматель из Санкт-Петербурга Сергей Лебедев. — Одна матрешка могла совмещать в себе и Хохлому, и Гжель, и Жостово. За это было очень обидно». Именно тогда у него появилась идея заняться возрождением волховской росписи по дереву. Предпринимателю хотелось, чтобы в сувенирных лавках появились по-настоящему аутентичные товары. Но до розницы его расписные прялки, шкатулки, матрешки, игрушки так и не добрались, пока «Волховская роспись» работает на корпоративных заказчиков.
В последние годы вступили в силу нормы, которые должны помочь владельцам промыслов защитить свои изделия от подделок. В 2019 году Госдума приняла закон, закрепляющий понятие «географическое указание» места происхождения товара, он коснулся и народных промыслов. Закон закрепил интеллектуальные права на так называемые «бренды регионов»: оренбургские платки можно производить (частично или полностью) только в Оренбурге, жостовские подносы — в Жостово, елецкие кружева — в Ельце.
Одна из самых больших головных болей тех, кто развивает промыслы, — нехватка рабочих рук: в маленьких городках и поселках, где расположены производства, эта проблема особенно острая. Например, для фабрики «Крестецкая строчка» в Новгородской области, которую купил предприниматель Антон Георгиев из Петербурга, ему пришлось обучить вышиванию 260 местных жительниц из поселка Крестцы. Им полгода платили стипендию, но работать на фабрике остались только 30 мастериц, поясняет Георгиев, который развивает старинный промысел — сквозную вышивку.
Учредитель компании «Гжельский фарфоровый завод» Андрей Резников, рассказал, что на его предприятие приходят выпускники Гжельского госуниверситета, но и их приходится заново всему обучать: «Им надо все «снимать» с рук опытных художников, искать свой стиль и нарабатывать навык». Сейчас на заводе работает 150 человек и 50 из них художники. Но не хватает всех — литейщиков, глазуровщиков, оправщиков.
А спрос на аутентичные сувениры ручной работы, особенно у корпоративных заказчиков, растет, говорят предприниматели. Теперь такие заказы поступают в течение всего года, а не только на Новый год, уточняет Андрей Резников. «Для таких заказчиков мы разрабатываем новые изделия, собираем сервизы, создаем новые виды росписи», — добавляет он.