5 самых невидимых самолетов в мире
На протяжении многих лет только американцы могли похвастать наличием стелс-истребителей в своих ВВС. Образ знаменитого «Ночного ястреба» с широкими крыльями и черной окраской хорошо знаком по многим кинофильмам прошлого века. Однако сегодня аналогичные самолеты появились и в других странах.
F-22 Raptor
Если не рассматривать принятый на вооружение в 1983 году ударный стелс-самолет F-117 Nighthawk, который был никудышным истребителем и ненамного лучшим бомбардировщиком, то первенцем среди истребителей-невидимок стоит считать F-22 Raptor. Он впервые поднялся в воздух в 1997 году, и в 2003 году новейшими истребителями стали перевооружать элитные американские авиачасти, первой из которых стала 27-я истребительная эскадрилья, базирующаяся в Лэнгли.
F-22 Raptor должен был со временем заменить F-15 Eagle, но самолет оказался очень дорогим как в производстве (146 миллионов долларов), так и в эксплуатации. Всё это привело к серьезной корректировке программы F-22. Всего до окончания производства в 2011 года было собрано 187 самолетов вместо 750, что не позволило снизить цену до 120 миллионов долларов, как планировалось в случае выпуска самолета крупной серией.
В настоящее время специалистами многих стран F-22 оценивается как самый совершенный стелс-истребитель пятого поколения, для которого потенциальные соперники четвертого поколения особой угрозы не представляют. В проведенных учебных боях F-22 с легкостью «уничтожал» F-15 и F-18 с разгромным счетом 120:1. В отличие от других американских самолетов F-22 Конгресс США запретил продавать в другие страны, так как используемые в его конструкции технологии и материалы до сих пор считаются секретными и имеющими стратегическое значение.
F-35 Lightning II
Высокая цена F-22 не позволила заменить парк американских истребителей четвертого поколения, большинство из которых было разработаны в семидесятые годы прошлого века. Поэтому в середине 1990-х фирма Lockheed Martin начала разрабатывать истребитель F-35 Lightning II, который с 2015 года стал поступать на вооружении Корпуса морской пехоты и ВВС США. При разработке этого самолета преследовались две основные задачи: создать не просто передовой стелс-истребитель, а целое семейство самолетов – с обычным взлетом и посадкой, с вертикальным взлетом и палубный истребитель. С одной стороны, это удешевило и ускорило разработку, позволив использовать множество унифицированных узлов,