Где в дореволюционном Петербурге можно было отведать изысканных блюд?

Культура.РФИстория

5 известных дореволюционных ресторанов Петербурга

Автор: Татьяна Григорьева

0:00 /
972.491
Ресторан «Палкинъ». Фотография: antennadaily.ru

В начале XIX века в Петербурге вместо трактиров стали появляться заведения высшего класса — «ресторасьоны», или шутливо — «растеряции». Невский проспект, Большая и Малая Морские улицы даже получили названия «ресторанных» или «кафейных». В каких заведениях дореволюционного Петербурга можно было отведать изысканных блюд, провести деловую встречу, поиграть в азартные игры и послушать живую музыку — узнайте в материале портала «Культура.РФ».

«Палкинъ»

Известный ресторанный бренд принадлежал роду Палкиных. В 1785 году ярославский купец Анисим Палкин открыл в Петербурге трактир, а в 1830-е в здании на углу Невского и Большой Садовой Павел Палкин уже построил ресторан.

Когда в 1850 году его сын Константин открыл заведение на углу Невского и Литейного проспектов, отцовскую ресторацию стали называть «Старопалкин», а другую — «Новопалкин». Окна нового «Палкина» украшали сцены из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, а пообедать наведывались видный юрист Анатолий Кони, актер Александр Мартынов, поэт Лев Мей.

Разумеется, я принимал все меры, чтобы избежать одиночества. С утра уходил к Палкину, слушал машину, любовался на стерлядей, плавающих в бассейне, и расспрашивал, сколько вон та стоит и сколько вот эта. Потом отправлялся в Зоологический сад и вместе с кадетами смотрел на кормление зверей; потом устремлялся к «Медведю», где с истинно диким наслаждением глотал протухлый воздух… Михаил Салтыков-Щедрин, «Круглый год»

В 1874 году ресторан переехал в дом напротив — на Невский проспект, 47. Он поражал своей роскошью: 25 залов, изящная мебель, зимний сад с экзотическими растениями, фонтан, бильярдные. Подавали известные котлеты «по-палкински», суп-пюре Сант-Гюрбер, палкинскую форель, пломбир Меттерних, пудинг из фруктов гляссе а-ля Палкин. На торжественный обед в честь 100-летия «Палкина» в 1885 году там собрались писатель Николай Лесков, скульптор Михаил Микешин, актер Иван Горбунов.

В 1890 году сын владельца Павел Палкин отдал ресторан в аренду купцу Владимиру Соловьеву. Он устраивал «ужины после театров» и «воскресные обеды с музыкой», а посетителей приучил к «соловьевскому бутерброду» — недорогим закускам навынос.

Кулебяка «Доминика»,
Пирожок из «Квисисаны»,
«Соловьевский» бутерброд...
Вот триптих немного дикий,
Вот триптих немного странный,
Так и прыгающий в рот!..
Николай Агнивцев, «Триптих»

В «Палкин» заглядывали Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Чехов и Иван Леонтьев-Щеглов, Александр Куприн и Иван Бунин. Владимир Ленин в 1905 году проводил там тайные встречи с революционерами. А в пристроенном к ресторану концертном зале выступали солисты миланского театра «Ла Скала».

После Февральской революции ресторан преобразовали в общественную столовую, а в 1925 году на здании засияла вывеска «Титан» — там открыли кинотеатр. В ноябре 1934 года здесь прошла премьера фильма «Чапаев» братьев Васильевых. В начале 2000-х, после реставрации, на Невском, 47, снова появился ресторан — «Палкинъ Restaurant De Luxe».

«Доминик»

В мае 1841 года на Невском проспекте, 24, открыли первый в России кафе-ресторан. Его организовал в Петербурге «для удовольствия публики высшего класса» швейцарский кондитер Доминик Риц-а-Порт. Там можно было сытно поесть, как в трактире, и выпить бокал вина с десертом, как в кондитерских.

Цены в «Доминике» были умеренными, а кухня отборной — чего только стоили знаменитые «кулебяки». Ежедневно ресторан посещали до полутора тысяч гостей. В кафе-ресторане можно было поиграть в бильярд, домино, шашки и шахматы. Правда, не без ущерба для посетителей. Так, в 1844 году Федор Достоевский промотал там тысячу рублей, на которую можно было прожить год.

На беду, отправившись ужинать к «Доминику», он с любопытством стал наблюдать за биллиардной игрой. Тут подобрался к нему какой-то господин, обративший его внимание на одного из участвующих в игре — ловкого шулера, которым была подкуплена вся прислуга в ресторане. «Вот, — продолжал незнакомец, — домино так совершенно невинная, честная игра». Кончилось тем, что Федор Михайлович тут же захотел выучиться новой игре, но за урок пришлось заплатить дорого: на это понадобилось целых двадцать пять партий, и последняя сторублевая Федора Михайловича перешла в карман партнера-учителя. Александр Ризенкампф, «Воспоминания»

У Доминика начинали свою карьеру сильнейшие шахматисты Российской империи Михаил Чигорин, Эммануил Шифферс и Семен Алапин. Завсегдатаи ресторана — Дмитрий Менделеев, Михаил Салтыков-Щедрин, Антон Чехов — называли себя «доминиканцами».

Выпив у И. Грэка стакан крепкого, как деготь, чаю, я пошел с ним гулять на Неву, т. е. не с чаем, не с дегтем, а с Билибиным. На Неве мы катались на лодке, что произвело во мне впечатление. Из лодки мы отправились к Доминику, где за 60 коп. скушали по расстегаю, выпили по рюмке и по чашке кофе… Антон Чехов — брату Михаилу Чехову, 1886

Художник Владимир Маковский запечатлел атмосферу «Доминика» в красках. Справа от входа располагался буфет со стойкой — там стояла медная водяная баня для разогрева пирогов и горячих блюд, ледник для холодных закусок и ванная для охлаждения напитков. Между столиками с разношерстной публикой носились официанты в белых сюртуках.

В 1917 году ресторан закрыли. Былая слава вернулась к «Доминику» в 1960-е. Размещенное там кафе-мороженое полюбили ленинградцы. Только называли его «лягушатником» — из-за специфического цвета обивки диванов. Кафе просуществовало до 1990 года, а в 2018 году там открыли ресторан-кафе Raclette Dominique 1841.

«Донон»

В 1849 году на набережной Реки Мойки, 24, появилась новая ресторация. Ее основал французский предприниматель Жан-Батист Донон. Хотя «Донон» располагался в глубине двора и не имел парадного входа, он стал одним из известнейших фешенебельных ресторанов Петербурга.

На обедах с пяти до восьми вечера засиживались художник Александр Иванов, историк Николай Костомаров, писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Михаил Салтыков-Щедрин.

Было около часу ночи, и дононовский сад был погружен в тьму. <...> Лакеи-татары, как тени, бесшумно сновали взад и вперед по дорожкам. <…> Я пошел побродить по дорожкам и потому не присутствовал при процессе заказывания ужина. До слуха моего долетали: «ecrevisses a la bordelaise» [раки по-бордоски], «да перчику, перчику чтобы в меру», «дупеля есть?», «земляники, братец, оглох, что ли?», «на первый раз три крюшона… Михаил Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала»

В 1860-е годы в «Дононе» устраивала декабрьские приемы петербургская Академия наук. Позднее на ежегодные обеды там собирались художники «Товарищества передвижных выставок».

Вечером, в день открытия выставки, бывал традиционный обед у старого «Донона». <…> Обед чинный, немного, быть может, чопорный вначале, после тостов (пили сначала за основателей, за почетных гостей, пили и за нас — молодых экспонентов) понемногу оживлялся. <…> Михаил Петрович Клодт танцевал, сняв свой сюртучок, традиционный на этих обедах «финский» танец. Беггров рассказывал в углу скабрезные анекдоты. Н.Д. Кузнецов изображал «муху в стакане» и еще что-то. Михаил Нестеров, «О пережитом. 1862–1917 годы. Воспоминания»

С 1890-х в ресторане проходили «дононовские субботы» — петербургские литераторы собирались за обедом, обсуждали последние новости и вели свой «Альбом обедающих» с карикатурами и экспромтами. В начале XX века в «Дононе» стал выступать румынский оркестр. А на обеды приходили известные представители Серебряного века — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Бенуа, Вячеслав Иванов.

В 1910 году вдова владельца ресторана Карла Надермана продала бренд Митрофану Сементовскому-Курилло. Ресторация «переехала» на Английскую набережную, 36, под именем «Старого Донона». От прежних хозяев осталась настенная живопись, столовое серебро и винный погреб. А на прежнем месте открылось заведение «Донон, Бетан и татары».

После революции 1917 года оба ресторана закрылись. В годы НЭПа заведение на Мойке ненадолго заработало под прежней вывеской «Донон», но вскоре окончательно перестало существовать.

«Медведь»

В 1878 году в атриуме гостиницы «Демут» на Большой Конюшенной, 27 появился ресторан «Медведь». Его хозяин, бельгиец Эрнест Игель, удивлял гостей уже на входе — огромным чучелом медведя с серебряным подносом в лапах. Внутри ресторана щедро угощал борщом, ухой из стерляди, расстегаями, а также парфе с пралине, буше а-ля рэн, суфле д’Орлеан.

В ресторане кипела жизнь с начала осени до конца весны — богатые фабриканты и купцы обсуждали с партнерами сделки, театральная богема заезжала на ужин после громких премьер, офицеры лихо растрачивали свои жалованья. А в подвальном этаже собирались «редакционные обеды» газет, на которые приглашали в стихотворной форме.

Седьмого марта, то есть в среду,
В «Медведь» опять придут к обеду
Распространители «Молвы»,
Ответьте — будете ль и Вы?
Петр Вейнберг

Явлюсь, как все, часам к пяти,
Хотя б ждала трагедия,
В хорошем обществе идти
Готов и на «Медведя» я.
Дмитрий Минаев

В «Медведе» праздновали юбилеи композитор Антон Рубинштейн, актриса Мария Савина и артист Константин Варламов. Обстановка была роскошной для таких случаев — два зала на 100 и 150 мест, 29 кабинетов для честных встреч, штат официантов, поваров и охраны в 200 человек, оркестр на 24 музыканта. Входили в ресторан через атриум-сад, покрытый стеклянным куполом на металлических сваях.

В начале 1910-х владельцем «Медведя» стал ярославский ресторатор Алексей Судаков, руководивший также рестораном «Яр» в Москве. При нем залы устроили и в атриуме, а гостям представили новый формат развлечений — бар.

В баре можно посидеть перед прилавком на высоком стуле и выпить «кок-тейль», развлечение совершенно по нашим средствам. Пришли к «Медведю», взобрались на стулья, получили по высокому стакану со льдом и с очень вкусным и пьяным снадобьем, выпили и повторили. На душе стало легче. Юрий Макаров, «Моя служба в Старой Гвардии. 1905–1917»

После революции залы «Медведя» перестроили под театральные сцены. В 1939 году там открылся Театр эстрады, который позднее возглавил Аркадий Райкин. На его сцене выступали Леонид Утесов и Олег Лундстрем, Александр Вертинский и Лидия Русланова.

«Кюба»

В 1850-е годы на втором этаже дома по Большой Морской улице, 16, появился ресторан «Cafe de Paris», или «Парижское кафе». В 1887 году его владельцем стал Жан-Пьер Кюба, шеф-повар при дворе императоров Александра II и Александра III. Даже когда в 1894 году он передал свое дело рестораторам Альмиру Жуену и Луи Филиппару, переехал в Париж, ресторан так и сохранил вывеску «Кюба».

Великолепная кухня и первоклассное обслуживание привлекали в ресторан столичных денди и государственных деятелей. В 1903 году там проходил торжественный завтрак для императорской семьи в честь 200-летия со дня основания Петербурга — с перепелиными яйцами, запеченными в золе и тертыми рябчиками. На обедах с шести до девяти вечера бывали Сергей Витте и Петр Столыпин. А завсегдатаи «Кюба» позднее вспоминали:

Мне больше всего нравилось, что любой капитал давал тебе возможность войти в соответствующее место: есть у тебя 50 рублей — пойди к Кюба, выпей рюмочку Мартеля, поглоти десяток устриц, запей бутылочкой Шабли, заешь котлеткой даньон, запей бутылочкой Поммери, заешь гурьевской кашей, запей кофе с Джинжером… Аркадий Аверченко, «Осколки разбитого вдребезги»

Отдельная страница в истории «Кюба» связана с балетом. Неподалеку находились Императорские театры, поэтому в ресторане бывали и рядовые балетоманы, и именитые гости — Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский. В 1904 году в «Кюба» давали ужин в честь Айседоры Дункан. В 1911 году в «Кюба» отметила 20 лет выступлений на театральной сцене Матильда Кшесинская.

В 1912 году на крыше здания установили одну из первых в Петербурге электрических реклам — мигающую вывеску «A. C-U-B-A-T». В октябре 1917 года «Кюба» закрылся навсегда.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Код великого перелома Код великого перелома

У «рывка» есть и близкое по значению слово — «перелом». Каким был опыт 1929-го

Огонёк
86 м² 86 м²

Юлианна Никулина оформила квартиру с видом на Воробьевы горы

AD
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Невероятная история CD-диска. Часть 1 Невероятная история CD-диска. Часть 1

Начало мини революции в области звукозаписи

Популярная механика
Молочно-мясную диету Индской цивилизации восстановили по керамическим черепкам Молочно-мясную диету Индской цивилизации восстановили по керамическим черепкам

И горожане и деревенские индской цивилизации ели мясо и молочные продукты

N+1
80 м² 80 м²

Екатерина Бегичева спроектировала квартиру для сына-диджея

AD
«Беременная гимназистка!»: Юрий Лоза высмеял «обидчивого» Басту «Беременная гимназистка!»: Юрий Лоза высмеял «обидчивого» Басту

Автор шлягера "Плот" раскритиковал наставника шоу "Голос"

Cosmopolitan
10 городских арт-объектов 10 городских арт-объектов

Самые удивительные и знаменитые арт-объекты мира

Esquire
Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает

Вода для корабля – родная стихия. Но слишком вязкая

Популярная механика
Жан-Люк Годар – великий режиссер, которому мы должны быть благодарны Жан-Люк Годар – великий режиссер, которому мы должны быть благодарны

Жан-Люк Годар по-прежнему локомотив кинематографа

GQ
Макарские, Бейонсе и Джей Зи — звездные пары, годами ждавшие рождения детей Макарские, Бейонсе и Джей Зи — звездные пары, годами ждавшие рождения детей

Звёздные дети, появления которых родителям пришлось ждать долгие годы

Cosmopolitan
Правила жизни Джейн Биркин Правила жизни Джейн Биркин

Актриса, певица, Лондон, 74 года

Esquire
Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта Археологи исследовали загадочные артефакты из бивня мамонта

Коллекция позднепалеолитического комплекса Усть-Кова в Северном Приангарье

Популярная механика
Мезолитические люди сделали зазубренные наконечники из человеческих костей Мезолитические люди сделали зазубренные наконечники из человеческих костей

Возможно, это делалось в ритуальных целях

N+1
Автор бестселлера о башнях-близнецах – о катастрофе, которую еще можно предотвратить Автор бестселлера о башнях-близнецах – о катастрофе, которую еще можно предотвратить

Возможно, вы станете есть меньше мяса, прочитав книгу «Погода – это мы»

GQ
Кто и как развивает удмуртские села Кто и как развивает удмуртские села

Какие социокультурные проекты объединяют Удмуртию и причем тут ролевики

СНОБ
86 м² 86 м²

Вид на лесной массив в Покровском-Стрешневе соблазнил дизайнера Юлию Фаер

AD
20 способов открыть бутылку без открывалки 20 способов открыть бутылку без открывалки

«Дайте мне точку опоры, и я открою вам любую бутылку!»

Популярная механика
Выбираем телевизор: искусственный интеллект и другие ультрасовременные ТВ-технологии Выбираем телевизор: искусственный интеллект и другие ультрасовременные ТВ-технологии

Что учитывать, выбирая телевизор?

Популярная механика
Любимые рецепты Лали Чочия. Брауни полной луны Любимые рецепты Лали Чочия. Брауни полной луны

Готовим полезные брауни: с миндалем, овсянкой и шоколадом

Seasons of life
Зачем мечтать о славе Зачем мечтать о славе

Почему совет «быть скромнее и не высовываться» не так уж хорош

Psychologies
Геннадий Гладков: «Солнце взойдет!» Геннадий Гладков: «Солнце взойдет!»

Геннадий Гладков — о мюзиклах, работе с Марком Захаровым и Яном Фридом

Эксперт
«Мозаика — огромный сложный организм» «Мозаика — огромный сложный организм»

Николай Мухин — о работе над убранством православного храма на Балканах

Огонёк
Правила жизни Джеффа Бриджеса Правила жизни Джеффа Бриджеса

Правила жизни актера Джеффа Бриджеса

Esquire
Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть Почему ежегодную пресс-конференцию президента можно больше не смотреть

Система перестала работать

СНОБ
Как правильно проезжать лежачие полицейские Как правильно проезжать лежачие полицейские

Проезжай лежачих полицейских как профи

Maxim
«Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше» «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше»

Отрывок из книги Стивена Пинкера о насилии в современном мире

N+1
8 важных фактов о Пьере Кардене: каким вошел в историю прославленный модельер 8 важных фактов о Пьере Кардене: каким вошел в историю прославленный модельер

Факты о жизни французского модельера Пьера Кардене

Forbes
Почему и зачем злодей в «Чудо-женщине: 1984» так похож на Дональда Трампа Почему и зачем злодей в «Чудо-женщине: 1984» так похож на Дональда Трампа

Как создатели «Чудо-женщины: 1984» скрывают слабости картины

GQ
Кризис либерализма: Почему с каждым днем в мире становится на один глоток свободы меньше Кризис либерализма: Почему с каждым днем в мире становится на один глоток свободы меньше

Россия вовсе не одинока в своем запретительном угаре: увы, это общемировой тренд

Maxim
Открыть в приложении