5 фраз, способных испортить извинение
Вы вроде бы искренне просите прощения и недоумеваете, почему собеседник продолжает обижаться? Психолог Харриет Лернер в книге «Я все исправлю» разбирается, что делает неудачные извинения таковыми. Она уверена: понимание своих ошибок откроет путь к прощению даже в самой трудной ситуации.
Конечно, эффективное извинение — это не только правильно подобранные слова и избегание неподходящих фраз. Важно понять сам принцип. Неудачными можно считать извинения, которые начинаются с фраз…
1«Прости, но…»
Более всего уязвленный человек хочет услышать искреннее извинение от чистого сердца. Когда же вы добавляете «но», весь эффект сходит на нет. Давайте поговорим об этой мелкой оговорке.
«Но» почти всегда подразумевает оправдания или даже отменяет изначальное сообщение. То, что вы скажете после «но», может быть совершенно справедливым, однако это неважно. «Но» уже сделало ваши извинения фальшивыми. Тем самым вы говорите: «Учитывая общий контекст ситуации, мое поведение (грубость, опоздание, сарказм) совершенно понятно».
Извинение с «но» может содержать намек на неправильное поведение собеседника. «Извини, что я вспылила, — говорит одна сестра другой, — но мне было очень обидно, что ты не внесла свой вклад в семейный праздник. Я сразу вспомнила, что в детстве вся домашняя работа ложилась на мои плечи, а тебе мама вечно позволяла ничего не делать, потому что ей не хотелось с тобой ругаться. Извини меня за грубость, но кто-то должен был все тебе высказать».
Согласитесь, такое признание вины может еще больше задеть собеседника. А уж слова «кто-то должен был все тебе высказать» вообще звучат как откровенное обвинение. Если это и так, то это повод для другого разговора, для которого нужно выбрать подходящее время и проявить такт. Лучшие извинения — самые короткие. Не нужно вдаваться в долгие объяснения, которые способны погубить лучшие намерения.
2«Мне жаль, что ты так это воспринимаешь»
Это еще один пример «псевдоизвинения». «Хорошо-хорошо, извините. Мне жаль, что вы так восприняли эту ситуацию. Я не знал, что это для вас так важно». Такая попытка переложить вину на чужие плечи и снять с себя ответственность гораздо хуже, чем полное отсутствие извинений. Эти слова способны еще сильнее обидеть собеседника.