Усинский тракт
Для нас, любителей рыбалки и бесконечных скитаний по акваториям, поездка на автомобиле — чаще всего только прелюдия к настоящим приключениям, а сам автомобиль — средство оперативной доставки катера к месту спуска. Поэтому дорожная часть обычно остаётся за кадром, но так бывает не всегда…
Маршрут
Россия
Красноярск — Суш
Протяженность маршрута
750 км
В наше время автомобильные путешествия стали мейнстримом. Причём речь идёт не только о многоопытных экспедиционерах и специально подготовленных автомобилях — самые обычные ничем не примечательные люди благодаря наличию машины и интернета быстро становятся популярными блогерами. Хотя, конечно, дело тут не столько в машине, сколько в тех невероятно красивых местах и трассах, которые можно найти в разных уголках нашей страны. Фантастические ландшафты и истории, происходящие по пути, приковывают внимание подписчиков. Наверное, я тоже мог бы сказать, что мы планировали своё путешествие таким образом, чтобы оно включало в себя одну из красивейших дорог России… Но это неправда, потому что для нас это был единственный способ добраться до точки спуска катеров на пути к месту лова.
Цели и планы
В общем, всё наше внимание было приковано к водной части маршрута, и на то были веские причины. В этот раз мы решили добраться до среднего течения реки Хамсары, причудливой петлёй разрезающей горные массивы центральной части Тувы — одного из наименее освоенных регионов страны (кстати, согласно Конституции РФ, правильно говорить «Тыва», но Конституция самой Тывы допускает оба варианта — и Тыва, и Тува). А чтобы туда попасть, нужно преодолеть почти 300 километров вверх по течению рек Бий-Хем и Хамсара, включая порог Хутинский 4–5-й категории сложности. Учитывая географическое положение и полное отсутствие цивилизации, маршрут строился таким образом, чтобы запасов топлива хватило не только на сам переход и возвращение обратно, но и на возможность от души насладиться рыбалкой. Именно поэтому точкой спуска выбрали затерянную в диких местах базу на берегу Бий-Хем недалеко от села Суш. Доехать туда из Красноярска (места постоянного базирования наших экспедиционных катеров), можно только по трассе М54, историческое название которой — Усинский тракт.
Дорожная карта: От Красноярска до села Суш — 750 км. Этот отрезок проходит по трём регионам: Красноярский край, Хакасия и Тыва. На пути два горных перевала: первый — вблизи Красноярска, второй — после Абакана. Именно этот отрезок и называется Усинский тракт. В целом трасса хорошего качества, однако есть один нюанс — мы везём с собой восьмиметровые экспедиционные катера, полностью загруженные снаряжением и топливом.
Мой личный опыт путешествий с катером начался пятнадцать лет назад, в далёком 2004-м. Он был чрезвычайно насыщен подобными путешествиями, которые по большей части пришлись на один из участков трассы «Кола» (М-18 — Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Борисоглебский, граница с Норвегией). Её, кстати, тоже относят к категории красивейших дорог, правда, уже после Петрозаводска. За эти годы я не раз сталкивался с большим скепсисом в отношении подобных путешествий, дескать, хлопотно, опасно и т. д. Отчасти так оно и есть, но как ещё насладиться полной свободой и не зависеть от всяких гидов, баз и шаблонных маршрутов. Конечно, при реализации такого мероприятия особую роль играет качество используемой техники, как той, что относится к водной части путешествия, так и автомобиля — он должен быть максимально надёжным, мощным и