30 прекрасных женщин, которые пели, поют и будут петь
Законспектировали 40 лет истории рок-музыки и выбрали 30 мифологически прекрасных женщин, которые пели, поют и будут петь вечно в наших благодарных сердцах.
1Ким Гордон
Фэшн-икона манхэттенского интеллектуального рока, певица и басистка Sonic Youth была одной из первых арт-тусовщиц, взявших в руки гитару. Пофигистский стиль отвязной всезнайки Ким и ее любовь к дурацким ситцевым платьям оставили след в сознании нескольких поколений богемных суфражисток. Гордон и ее муж – лидер Sonic Youth Тёрстон Мур – вот уже 30 лет являют пример того, что активная рок-деятельность и гармоничная семейная жизнь совместимы. Кроме того, быть рок-мамашей, по Гордон, – модно; недавно Ким основала свою линию for cool moms, вдохновленную образом другой героини этого списка, Франсуаза Арди.
2M.I.A.
В сентябрьском номере GQ писал об этой миниатюрной тамильской дэнс-поп-революционерке. Чтобы оставаться самой собой в марионеточном вертепе теплично выведенных звезд и эффективно сражаться на их территории, M.I.A. приходится постоянно держать свой огромный талант и еще более внушительный IQ в состоянии боевой готовности. Вполне возможно, что Майе скоро надоест подрывать изнутри бастионы попсы – ее последний альбом Maya оказался слишком сложным и индустриальным для аудитории клубных танцулек.
3Сюзанна Хоффс
Песни уроженки Калифорнии Хоффс похожи на ее родной штат – это солнечный физкультурный поп, под который хочется строить и жить. Суперхит Сюзанниной группы The Bangles «Walk Like an Egyptian» вместе с видеоклипом стал символом MTV 80-х – даже советские старшеклассницы ранней перестройки на какое-то время забросили скакалку и классики, чтобы разучить «египетские» телодвижения Сюзанны и компании.
4Тина Тернер
Тина убедительно выглядела в любом десятилетии. 60-е познакомились с имитирующей эпилептический оргазм жрицей Ike & Tina Turner Revue. 80-е узнали свою в доску королеву чартов в джинсовом комбинезоне. 90-е не уставали поклоняться секс-богине без возраста. Сама Тернер утверждает, что главным средством от морщин и скуки для нее всегда были «ежедневные занятия сексом».
5Стиви Никс
Рок-женщина, синонимичная блеску и распущенности 70-х. Дни ее группы Fleetwood Mac протекали в формате мыльной оперы из жизни миллионеров-инфантилов, купавшихся в деньгах, наркотиках и вседозволенности. Образ Стиви – весталка поколения «хиппи плюс»: шифоновые юбки, безразмерные шали, длинные белые кудри, вельветовые туфли на огромных каблуках, бубен-барабан в виде черного полумесяца, микрофонная стойка, завернутая в водопад из роз, ленточек и крошечных игрушечных зверят. Про певицу ходили настойчивые слухи: мол, Стиви – практикующая ведьма. Линдси Лоан который год пытается сдвинуть с мертвой точки биографический фильм про Никс с собой в главной роли.
6Лиз Фэйр
Честная девушка Лиз записала одну удачную пластинку – расхваленный критиками шедевр 1993 года Exile in Guyville, на котором Фэйр рассказала о себе многое, слишком многое. Например, то, что она неплохо делает минет. Следующие альбомы брутальной принцессы исповедального рока были не столь удачны, как, впрочем, и перемены Лизиного имиджа: в 2000-х Фэйр решила переосмыслить себя в роли старшей сестры Бритни и Кристины. А это значит: прощайте, дешевая бижутерия и выскочивший из бюстгальтера сосок (на обложке Exile in Guyville), привет, романтический целеустремленный взгляд в камеру и попсовые продюсеры. Впрочем, на обложке альбома 2003 года Liz Phair певица опять разделась догола (хотя и спряталась за верную гитару). Значит, не все еще потеряно!
7Крисси Хайнд
Солистка The Pretenders Крисси в свое время серьезно озаботилась тем, чтобы жилетки и мужские галстуки на голое тело, черные пиджаки и узкие джинсы вошли в музей фэшн-славы женского рок-н-ролла. Крисси на протяжении всей карьеры уверенно демонстрировала мужскому музыкальному сообществу, что любой рок-коллектив поддается женской дрессировке – все дело в авторитете укротительницы. Будучи закаленной феминисткой, Хайнд не забывала поворачиваться к миру мягкими частями – певица всегда была падка на ласки коллег-мужчин и дважды выскакивала замуж за рокеров: за Рэя Дэвиса из The Kinks (они долгие годы жили в гражданском браке и имеют дочь) и за Джима Керра из Simple Minds. Два года назад вышел очередной альбом The Pretenders, в очередной раз доказавший, что женщины способны долгожительствовать в роке без потерь в качестве.
8Мишель Филлипс
Филлипс была типичным ребенком сексуальной революции 60-х. Едва ей стукнуло семнадцать, как юная чаровница совратила музыканта Джона Филлипса, который был на одиннадцать лет старше. Джону ничего не оставалось, как развестись с первой женой, жениться на Мишель и сделать ее вокалисткой группы The Mamas & Papas. Мишель продолжила шалить и после развода с Филлипсом (и распада группы): ее следующим супругом был режиссер «Беспечного ездока», голливудский диссидент Деннис Хоппер (брак Мишель и Денниса длился ровно 8 дней). После 60-х Мишель чем только не промышляла – ездила в тур с Леонардом Коэном, снималась у Кена Расселла и в «Стар треке», записала сольник, выходила замуж и разводилась и снова выходила замуж (и снова разводилась!), но навсегда осталась в культурной памяти миллионов звонкоголосой бесстыдницей 60-х и фигуранткой California dreamin’ всей планеты.
9Лорин Хилл
В прежнем амплуа солистки Fugees эбонитовая красотка Хилл в ответе за всю поп-музыку нулевых – вездесущий ныне коммерческий микс хип-хопа и r̓n̓b. После распада Fugees Лорин записала гениальную пластинку The Miseducation of Lauryn Hill, от которой в конце 90-х не было никакого спасения, – это был успех планетарного масштаба, десятки миллионов проданных копий и бесчисленные «Грэмми». Потом был выводок детишек, редкие выступления, скомканный реюньон Fugees и дюжина долгих лет полного музыкального молчания. Режиссер Мишель Гондри вспоминает, как, познакомившись с Лорин, «смотрел на ее лицо и руки и с восхищением узнавал черты Майлза Дэвиса и Ареты Франклин; я видел перед собой эссенцию гениальности в чистом виде». Ибо только гению позволено молчать столько, сколько ему (ей) будет угодно.
10Грейс Джонс
Внешность лысой богини вуду без пола и возраста; голос черный, густой и обжигающий, как чифир из самовара дьявола; имидж ходячего шедевра итальянского футуризма. Грейс Джонс совмещает в себе все три свойства. Именно поэтому ей позволено не выпускать альбомов двадцать лет, а вернувшись с новой пластинкой (Hurricane, 2008), пожинать восторги, каких не удостаиваются и самые актуальные исполнители. И поэтому до сих пор каждое шоу 62-летней супердивы – уникальная феерическая экстраваганца.