20 самых знаковых моментов за всю историю премии «Оскар»
Самые длинные, короткие и эмоциональные речи, голый мужчина на сцене, легендарный поцелуй и долгожданный «Оскар» Леонардо ДиКаприо — вспоминаем самые важные, яркие и курьезные моменты за всю историю премии Американской киноакадемии.
1937: Уолт Дисней получает за «Белоснежку» аж восемь статуэток
«Оскар» за полнометражные мультфильмы начали вручать только в 2002 году. Но еще в 1937-м Уолт Дисней удостоился награды за «Белоснежку» — первый полнометражный цветной мультфильм со звуком. Сложный и дорогой в производстве проект окупился не только финансово, но и признанием в индустрии, а режиссер получил не один «Оскар», а целых восемь: одну полноразмерную статуэтку и семь маленьких, по числу гномов.
1940: Хэтти Макдэниел — первый темнокожий лауреат «Оскара»
В сороковых годах в США еще была широко распространена практика сегрегации, то есть расизм был закреплен на государственном уровне. Но вышедший в 1939 году фильм «Унесенные ветром» нельзя было оставить без внимания, и одна из 13 номинаций на «Оскар», которых он удостоился, была за лучшую женскую роль второго плана. Именно в этой категории статуэтку получила Хэтти Макдэниел, сыгравшая в картине Мамушку. И номинация, и победа темнокожей актрисы стали поразительным эпизодом для того времени (хотя Макдэниел все равно пришлось сесть отдельно за маленький дальний столик после того, как она получила свою награду).
1943: самая длинная речь Грир Гарсон
Сейчас речи лауреатов принято ограничивать 45 секундами, и все благодаря актрисе Грир Гарсон. Получая свой «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Миссис Минивер», она сказала: «Спасибо. Это действительно все, что можно сказать, но, поскольку это, в конце концов, возможность всей жизни, я надеюсь, вы не будете возражать, если я попытаюсь расширить это слово хоть немного» — и затем говорила еще в течение пяти минут. Поскольку это был самый конец долгой и утомительной церемонии, а время близилось к часу ночи, то впоследствии организаторы решили избавить публику от таких длинных речей.
1968: самая короткая речь Альфреда Хичкока
А вот Альфред Хичкок, напротив, однажды был максимально краток. Мастер саспенса был пять раз номинирован на «Оскар», но получил его только в 1968 году, и то не в официальной категории. Он был удостоен мемориальной награды Ирвинга Г. Талберга — что-то вроде премии за заслуги перед кинематографом. Явно недовольный режиссер произнес речь, состоявшую только из слова «спасибо».
1969: Барбра Стрейзанд и Кэтрин Хепберн разделили «Лучшую женскую роль»
В истории «Оскара» было шесть случаев, когда в категории оказывалась «ничья» и награду приходилось разделять. Самый громкий из них произошел в 1969 году, когда награду за лучшую женскую роль получили одновременно Барбра Стрейзанд за фильм «Веселая девчонка» и Кэтрин Хепберн за «Льва зимой» — тогда обе актрисы получили по 3030 голосов жюри. Хепберн тогда не пришла на церемонию, а Стрейзанд получала статуэтку со словами «Hello, gorgeous!» («Привет, красотка!»), которые с тех пор стали крылатыми.
1972: Чарли Чаплин второй раз получил внеконкурсный почетный «Оскар»
Чарли Чаплин за свою долгую карьеру дважды удостоился особой награды: внеконкурсного почетного «Оскара» за развитие кинематографа в 1929 и 1972 годах. Второй раз актер и режиссер получил премию со следующей формулировкой своих заслуг — «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством», притом что до этого 20 лет Чаплина фактически не упоминали в киноиндустрии США по политическим соображениям. Зал аплодировал мэтру стоя в течение 12 минут.
1973: Марлон Брандо отказался от статуэтки
Марлон Брандо стал первым, кто использовал церемонию «Оскар» как активистскую платформу. Он должен был быть награжден за лучшую мужскую роль — дона Вито Корлеоне в «Крестном отце», но не пришел на церемонию, отправив вместо себя активистку из числа коренных американцев Сачин Литтлфезер, которая выступила от его имени. Литтлфезер, одетая в традиционную одежду апачей, сказала со сцены: «Он, к большому сожалению, не может принять эту очень щедрую награду. И причиной этого является то, как сегодня киноиндустрия обращается с американскими индейцами». Позже Брандо говорил, что ничуть не сожалеет о решении отказаться от статуэтки: «Я чувствовал, что это прекрасная возможность для коренных американцев высказать свое мнение 85 миллионам человек».