15 лучших супергеройских фильмов всех времен
У кинематографа и супергероев долгая история отношений: первый мультсериал про Супермена вышел в 1940-м, а сериал про Бэтмена с узнаваемой музыкальной темой – в 1966-м. С тех пор за героев с выдающимися способностями брались и Тим Бертон, и Кристофер Нолан, и другие именитые постановщики, а в следующем году киновселенная Marvel, олицетворяющая безжалостный кассовый успех сегодняшней супергероики, отмечает уже десятилетие (первый «Железный человек» вышел еще в 2008-м, представьте себе). Хороший повод слегка опередить юбилей и вспомнить, какие супергеройские фильмы заслуживают отдельного внимания и какие тренды в этом «жанре» существовали на протяжении последних почти тридцати лет, когда герои в плащах и масках получили наиболее запоминающиеся киновоплощения (мультфильмы и сериалы – это отдельный разговор).
1
«Хранители»
2009Многострадальная экранизация одного из самых котируемых комиксов в истории, которую когда-то мечтал осуществить Терри Гиллиам. Для солидности обычно добавляют, что графический роман Алана Мура оказался единственным представителем жанра в списке «Сто величайших романов» по версии Time. Впрочем, вся мощь первоисточника Заку Снайдеру до конца не поддалась, но и почти трехчасовой результат (в ультимативной сборке – четырехчасовой) вызывает уважение. «Хранители» в первую очередь – пик режиссерской формы: присягнув эстетике первоисточника, Снайдер расстреливает зрителя самой насыщенной канонадой образов в своей фильмографии, иллюстрируя размышления Мура о войне во Вьетнаме, политике, кризисе простых супергероев, атомных исследованиях и 80-х, которые сейчас стремительно входят в моду. С другой стороны, выпустить magnum opus Снайдер успел ровно в тот момент, когда мрачная супергероика еще не изжила себя, а его размашистый патетичный стиль с изобилием слоу-мо и визуальной мощью не утомил массового зрителя (как показывает реакция на менее впечатляющего «Бэтмена против Супермена»).
2
«Бэтмен: Начало»
2005Первая часть нолановской трилогии про темного рыцаря Готэма – тяготеющая к эстетике нуара и более скромная, чем две последующие, но единственная сфокусированная больше на Бэтмене и Брюсе Уэйне (Кристиан Бейл), чем на эффектных антагонистах (тут: Лиам Нисон – Ра’с аль Гул, Киллиан Мерфи – Пугало). Вдохновляясь комиксами «Бэтмен: Год первый» и «Долгий Хеллоуин», Кристофер Нолан, любящий исследовать в каждом фильме одну большую тему, сфокусировался на страхе – едва ли не самом главном и многогранном понятии в иконографии Темного рыцаря. Результат – мрачный, эффектный и графичный кинокомикс про вырывающиеся на улицы Готэма страхи и неврозы, которым пытается противостоять воплощенный кошмар уличной преступности, по совместительству – не менее запуганный и душевно искалеченный человек.
3
«Стражи Галактики: Часть 2»
2017В 2010-е зритель начал уставать от серьезных осмыслений комикс-персонажей, супергероику снова начали сдабривать юмором, чтобы уравновесить пафос эпических сражений, – и больше всех в этом преуспел Джеймс Ганн, некогда трудившийся на небезызвестной студии Troma. Во второй главе «Стражей» ему удалось не только сохранить химию первой части, но и грамотно продолжить историю про банду неудачников, жаждущих понимания (и славы, и наживы). В сиквеле Ганн составил не только один и самых приятных саундтреков года, нашпиговал картину приятными камео и иронично описал борьбу человека с собственным эго, но и значительно прибавил как визионер. Одна из проблем экранизаций комиксов – недостаточная визуальная изобретательность, и в избранных сценах режиссер дает настоящий мастер-класс коллегам по киновселенной Marvel.