12 вопросов о Деде Морозе
На самом деле Дед Мороз — злое славянское божество? Кто придумал Снегурочку? Почему советская власть вернула новогодние ритуалы — вплоть до елок в ГУЛАГе? И наконец, зачем дети встают на табуретку и читают Деду Морозу стишок? Отвечаем на эти и другие вопросы

1Когда появился Дед Мороз?
Вкратце. На самом деле их было несколько, и все они появились в разное время.
На вопрос, когда появился Дед Мороз, ответить невозможно просто потому, что Дедов Морозов — и совершенно разных — было несколько. Неудивительно, что вокруг его биографии возникает столько споров и мифов.
В середине XIX века в русской литературе появляется придуманный, якобы мифологический персонаж Мороз Иванович, хозяин зимнего времени, который испытывает детей и дает им сложные поручения. Он еще не имел отношения к празднованию Рождества или Нового года, зато его образ активно использовали литераторы, стремившиеся реконструировать славянскую мифологию (об этом ниже).
Во второй половине XIX века в российских городах начинает распространяться немецкий обычай украшать на Рождество елку. Под нее ставили покрытого инеем и сосульками русского мифологического старика Мороза Ивановича, олицетворявшего зиму. Так немецкое Рождество превратилось в русский праздник, а литературный образ стал рождественским украшением.
И только в середине 1930-х годов возник тот Дед Мороз, которого мы хорошо знаем сегодня: в 1937 году была проведена первая привычная нам новогодняя елка. В здании московского Дома Союзов к детям, хором звавшим Деда Мороза, явился старик с маленькой девочкой — Снегурочкой. Он раздавал подарки, командовал праздником и стучал посохом.
2Прообраз современного Деда Мороза создали русские писатели?
Вкратце. Это отчасти так.

В 1856 году любитель славянских древностей — его можно было бы назвать фольклористом, но тогда такого слова еще не было — Александр Афанасьев опубликовал первое собрание русских народных сказок, которые он собирал и записывал со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев. В России такого никогда еще не делали: Афанасьев вдохновлялся примером братьев Гримм, которые точно так же собирали немецкие сказки, а потом издали их отдельной книгой. В сборнике Афанасьева появляется народная сказка о Морозко: это зимний дух, который дает каверзные поручения двум девушкам, встретившимся с ним в зимнем лесу*.
* А. Н. Афанасьев. Народные русские сказки. В 3 т. Т. 1. М., 1984.
Но еще раньше, в 1841 году, сказку с таким же сюжетом опубликовал Владимир Одоевский. Причем он явно знал народный текст. Писатель-романтик, вслед за братьями Гримм видящий в сказках подлинный дух народа, не смог пройти мимо такой истории. Убрав жестокость и усилив воспитательные интонации, он написал для детей сказку «Мороз Иванович».
И в литературной, и в народной версии добрую девочку, а потом и ее ленивую сводную сестру посылают к Морозу Ивановичу (в фольклоре — Морозко). Но в народной сказке старуха отправляет свою приемную дочь в зимний лес, чтобы избавиться от нее. А в сказке Одоевского добрую девочку никто не собирается убивать, просто с ней случается мелкая неприятность: она роняет ведерко в колодец — няня отправляет ее за пропажей.
Романтический Мороз Иванович Одоевского — это покрытый инеем старик, живущий в ледяной избушке на дне холодного колодца. События в сказке происходят летом — надо же ему где-то прятаться! А народный Морозко прыгает с ветки на ветку по замерзшим деревьям в лесу. Оба Мороза испытывают встретившихся на пути девушек. В народном варианте испытание более жестокое: Морозко пытается напугать их холодом и болью. В литературной версии героини получают несложные задания: взбить перину, убрать дом и приготовить еду (ведь этими умениями должна была обладать каждая девочка). Эти задачи, которые дает Мороз Иванович, в каком-то смысле стали прообразом известного новогоднего испытания: чтобы получить подарок, нужно встать на табуретку и рассказать стишок Деду Морозу.
В итоге народный Морозко дает трудолюбивой девушке богатое приданое (и теперь она может удачно выйти замуж) — предел мечтаний в крестьянской семье. Литературный Мороз Иванович предлагает ей на память «брильянтик — косыночку закалывать»*. Ну и наконец, ленивых девушек тоже ждет разная судьба: Морозко их убивает, а Мороз Иванович всего лишь оставляет без «брильянтика».
* В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович // Пестрые сказки. Сказки дедушки Иринея. М., 1993.
В 1863 году Николай Некрасов написал поэму «Мороз Красный Нос», сюжет которой прост и печален. У крестьянки Дарьи умирает муж, она его хоронит. Наступает зима. Чтобы спасти своих детей, Дарья отправляется за дровами в лес, где замерзает насмерть. Ее гибель описывается как встреча с воеводой Морозом, образ которого напрямую заимствован из сказки «Морозко». Некрасовский Мороз тоже ходит по деревьям и испытывает героиню, спрашивая: «Тепло ли тебе, молодица?» *
* Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. Т. 4. Л., 1982.
Описание шествия воеводы Мороза по зимнему лесу вошло во все хрестоматии и учебники:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Добрый Мороз Иванович Одоевского и суровый Мороз-воевода Некрасова из литературы XIX века постепенно сливаются в привычный нам образ Деда Мороза.
3Откуда взялось представление о том, что Дед Мороз — языческое божество?
Вкратце. Его специально распространяли большевики в 20-е годы.

Историю о том, что Дед Мороз — это языческое божество, причем злое, намеренно распространяли в конце 1920-х — начале 1930-х годов (в 1934 году Деда Мороза вернул Сталин). В борьбе с церковными суевериями молодое Советское государство пыталось искоренить празднование Рождества и Нового года. Дореволюционные традиции подвергались осмеянию или разоблачению. Дед Мороз был объявлен пережитком языческого прошлого. Говорили, что раньше он был божеством, «духом елки», а славяне приносили ему жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом елку украшают фигуркой Деда Мороза*.
Н. Амосов. Против рождественской елки. М., 1930.
На самом деле в XVIII–XIX веках русские крестьяне не знали никакого Деда Мороза — даже духа, отвечающего за мороз и холод, у них не было. В сказках XIX века появляется Морозко, который олицетворяет собой зиму, но нельзя сказать, что все персонажи сказок — это божества, которым когда-то поклонялись (не существовало же культа Бабы Яги, а в сказках она есть).
Зимой русские крестьяне праздновали Святки — время после Рождества, когда, согласно традиционным представлениям, граница между нашим и потусторонним миром становится тоньше, из-за чего разгуливается нечистая сила. В эти дни было принято не только веселиться и играть, но и пугать односельчан: молодые люди переодевались в чертей и ходили по домам. Также в это время гадали и приглашали на праздничное угощение дедов — покойных предков, которые отвечали за благополучие всей семьи. Иногда, предлагая отведать поминальную пищу, к этому предку уважительно обращались — пан Мороз или Мороз Васильевич*. Но тот дух не вручал детям подарки. Наоборот, угощение оставляли ему, а в ответ ждали, например, богатого урожая. Тем не менее именно это ожидание встречи с кем-то из другого мира роднит традиционные Святки с современным празднованием Нового года.
* Л. Н. Виноградова. Мороз // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 3. М., 2004.
4Откуда взялась традиция наряжать новогоднюю елку?
Вкратце. От жителей немецких земель в XVII веке.

В традиционной культуре многих народов деревья использовались в самых разных ритуалах, а особенно в ритуалах календарных, когда жители деревень отмечали переход от одного времени года к другому. Дерево было полноправным участником этих обрядов: оно подчеркивало связь людей с природой. К примеру, в средневековой Европе — от Дании и до Германии — в мае устраивали праздники: носили по деревне майское дерево* и плясали вокруг него. Дерево использовалось индоевропейцами и в зимних календарных праздниках, приуроченных к моменту, когда солнечные дни будут становиться длиннее, а значит, начнется новый цикл. Древние кельты очень любили в это время вешать в жилище вечнозеленую омелу, чтобы подчеркнуть повторяемость циклов и вечную жизнь природы. Этот обычай сохраняется в Англии до сих пор, причем если застать под омелой девушку, ее можно безнаказанно поцеловать. Сохранились средневековые легенды, согласно которым у кельтов и германцев в день зимнего солнцестояния дерево покрывалось чудесными цветами, что символизировало начало нового года. В XV веке расцветшее перед 25 декабря дерево начали интерпретировать как знак рождения Христа.
* Майское дерево — украшенное дерево или высокий столб, который по европейской традиции ежегодно устанавливается на площадях к первому мая, на Троицу или Иванов день. Вокруг дерева обычно устраиваются хороводы и состязания.