+10: книги о Велимире Хлебникове
100 лет назад, 28 июня 1922 года, в доме художника Петра Митурича в деревне Санталово умер Велимир Хлебников — самый радикальный новатор русского поэтического языка, Король времени и Председатель земного шара. «Полка» вспоминает 10 важных книг о Хлебникове, вышедших в постсоветское время.

Хенрик Баран. О Хлебникове

Баран — американский славист, ученик Романа Якобсона и Кирилла Тарановского. «Я пытался уйти подальше, честное слово, но всё время что-то меня возвращало к нему», — говорит Баран о своих научных занятиях Хлебниковым и вспоминает слова Николая Харджиева о том, что в Хлебникове «есть всё». Важнейшие работы в книге «О Хлебникове» посвящены связи его текстов с мифологией и фольклором: Баран анализирует, как работают в произведениях поэта пословицы и поговорки, и рассматривает важный для футуризма солнцеборческий миф в «Детях выдры» и других прозаических и поэтических текстах Хлебникова; центральная работа книги посвящена повести «Ка». Здесь же Баран изучает вопрос, к каким историческим источникам обращался Хлебников, работая над «Досками судьбы». Это очень ясная, внятная книга — свидетельство большого научного пути.
Виктор Григорьев. Будетлянин

Хлебников был главным научным интересом Виктора Григорьева, одного из крупнейших специалистов по языку русской поэзии. В книге «Будетлянин» собраны григорьевские работы 1980–90-х годов: исследования хлебниковского идиостиля и словотворчества (с подробным лингвистическим анализом производства хлебниковских неологизмов), статьи о роли Хлебникова в развитии русского авангарда, его творческих отношениях с Белым, Маяковским и Мандельштамом. Григорьев пишет о Хлебникове с настоящей страстью — видной, например, в отзывах на работы других хлебниковедов и в именовании Хлебникова Будетлянином и Вехой (по одному из псевдонимов), всегда с прописной буквы.
«Доски судьбы» Велимира Хлебникова

В этой книге представлены разные подходы к футурологическим изысканиям Хлебникова — его попыткам распознать «строение времени», вывести «чистые законы времени», позволяющие находить закономерности в мировой истории и предсказывать будущее. Хлебниковская нумерология, в основе которой лежат двойка и тройка, привлекала внимание и исследователей (дотошно отыскавших в «Досках судьбы» несколько неточностей), и художников; некоторые прямо предполагают, что с помощью «Досок судьбы» можно предупреждать грядущие катастрофы.