Рассказываем о художнике Илье Репине через цитаты из его воспоминаний

ArzamasКультура

10 цитат из «Далекого близкого» Ильи Репина

Бурлаки, принявшие Репина за Антихриста, неудавшаяся попытка отчислиться из консервативной Академии художеств, усердный ученик Тоня Серов, многолетняя дружба с Толстым и идея написать его из-за кустов. Рассказываем об одном из самых известных русских художников через цитаты из его воспоминаний

Автор Татьяна Сибирцева

Дом родителей Репина в Чугуеве. Рисунок Ильи Репина. 1860 год. Российская национальная библиотека

«Далекое близкое» — это серия автобиографических очерков Ильи Репина. В них он рассказывает о детстве, юности, единомышленниках и некоторых своих картинах, а также размышляет об искусстве.

Репин закончил работу над книгой в 1916 году — тогда ему было уже за семьдесят. С изданием мемуаров художнику помогал близкий друг Корней Чуковский. Однако из-за событий 1917 года напечатать мемуары сразу не удалось. Двадцать лет Чуковский пытался договориться с издательствами, но безуспешно. Книгу опубликовали только в 1937 году, уже после смерти художника.

Современные издания «Далекого близкого» имеют значительные расхождения с авторской версией: единственный макет с утвержденными правками и лично отобранными Репиным иллюстрациями был утрачен в 1924 году во время наводнения в Ленинграде.

1О казачестве и родном городе Чугуеве

«Некоторые пишущие о художниках называли меня казаком — много чести. Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание очень презренное — ниже поселян считались разве еще крепостные. О чугуевских казаках я только слыхал от дедов и бабок. И рассказы-то все были уже о последних днях нашего казачества. Казаков перестроили в военных поселян.
О введении военного поселения бабушка Егупьевна рассказывала часто, вспоминая, как казаки наши выступили в поход прогонять „хранцуза“ „аж до самого Парижа“…»

В воспоминаниях Репин много пишет о тяжелой жизни военного поселения. Его отца, главного кормильца семьи, Ефима Васильевича, «угнали» служить в Чугуевский уланский полк. Мать Татьяна Степановна фактически в одиночку воспитывала детей: дочь Устю и сыновей Илью, Иванечку и Васю. Она старалась подрабатывать шитьем шуб: на эти средства семья жила в отсутствие отца. Но когда Татьяну Степановну отправляли на принудительные хозяйственные работы, случались совсем голодные времена. Репин вспоминал о них:

«У маменьки руки были в глине, и местами из них кровь сочилась.
— А трудно, маменька? — шепчу я. — Можно мне за вас поработать?
Маменька рассмеялась сквозь слезы и стала меня целовать. Я никогда не любил целоваться.
— Маменька, — отталкиваюсь я, — может быть, поселянам нельзя целоваться? Не надо…
Маменька заплакала, посмотрела на свои руки и пошла к общей бадье вымыть их».

Детство художника также омрачили ранние смерти любимой сестры Усти и брата Иванечки. Иванечки не стало в 1855 году — тогда Илье было одиннадцать, через два года умерла Устя.

Художник часто описывал домашнюю жизнь и украинский быт с кнышами (круглый пирожок с начинкой), харьковскими бубликами и паляницами (хлеб из пшеничной муки). А еще чугуевская жизнь была наполнена различными суевериями: мальчики гонялись за местными ведьмами и били их палками по тени (считалось, что нужно бить именно ее). Когда семья въезжала в новый дом, первой в него пускали кошку, а если дети болели, на окна и двери вывешивали записку, что никого нет.

При этом Репины были верующими людьми. По вечерам Татьяна Степановна часто читала детям жития святых, они вместе молились и ходили в церковь. Под впечатлением от чтений матери Илья даже «задумал сделаться святым»:

«…стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя на небо».

2О гробике для «умирающего» Ильи и красочках

«— <…> А можно с него мерку снять? Ну, протяни ножки, мы тебе хорошенький гробик сделаем, красиво обошьем, тебе хорошо будет лежать… А тебе чего бояться умирать? До семи лет младенец — отрастут крылышки и полетишь прямо в рай… <…>
— А красочки и кисточки там будут? — спрашиваю я, мне жаль стало красок.
— А как же! Весь рай в цветах: там и горицвет, и синее нёбо, и баз, и черемуха — все в цвету; а сколько той розы! И ягоды-вишни кисточками навязаны. А кругом калина, калина.
— Ты не про то! — перебиваю я. — Красочки, что по бумаге рисуют, и бумага там есть?
— Бумага? Вишь ты, бумаги захотел… У Бога всего много. Попросишь Бога, и бумаги даст тебе.
В это время в дверь вошла маменька. Химушка вдруг с испугом отскочила от меня и, как виноватая, стала прятать мерку за спиной.
Маменька сердито оглядела ее.
— Тебе тут чего надо? Что ты здесь делала?
Химушка онемела и не отвечала.
— Маменька, — заступаюсь я, — она добрая, она мне гробик сошьет».

Илья Репин. Вид на школу топографов в Чугуеве. 1854–1857 годы. Государственная Третьяковская галерея

В доме Репиных часто бывало холодно, поэтому дети постоянно простывали. Как-то раз заболел Илья. Пока Татьяны Степановны не было дома, к мальчику пришла соседка Химушка и стала снимать мерки для гробика. Илья спрашивал ее, есть ли чем рисовать в раю — так сильно он не хотел расставаться с «красочками» (Краски Репину подарил двоюродный брат Тронька. Маленький Илья их обожал и так усердно учился с ними обращаться, что из носа шла кровь.). Вскоре домой вернулась Татьяна Степановна и со скандалом прогнала соседку. Через несколько дней мальчик пошел на поправку.

Через какое-то время Илья начал зарабатывать своим творчеством: он сдавал в магазин писанки — кропотливо разрисованные яичные скорлупки. Семье стало очевидно, что у мальчика есть художественные задатки. Тогда мать определила Илью в местный топографический корпус. Там он пробыл недолго, но успел познакомиться с профессиональными художественными принадлежностями — кистями, бумагой и красками, — а также освоить некоторые азы ремесла. Сохранилась уникальная акварель тринадцатилетнего Репина, где он изобразил ту самую топографическую школу.

После Репин учился у художника‑иконописца Ивана Михайловича Бунакова. По окончании этих курсов он несколько лет расписывал церкви. Репин вспоминал, как подрядчики приезжали к молодому мастеру за несколько сотен верст и звали на работу в отъезд. Так, в 1861 году художник работал в малиновской церкви (Церковь в поселке Малиновка Чугуевского района. Она находилась в пяти верстах от Чугуева.), где написал во всю стену Христа на Голгофе — копию с картины-гравюры французского живописца Карла Штейбена. Осенью того же года Репин писал иконы в селе Пристен. Через год его пригласили уже в Воронежскую губернию, где он также работал над образами. Позже он писал о своем учителе Бунакове:

«Сам он был брюнет, немного выше среднего роста, с черными магнетическими глазами; и в общем он был очень похож на Л. Толстого, когда тот был лет сорока. За мольбертом сидел он необыкновенно красиво, прямо и стройно; рука его ходила уверенно бойко по муштабелю и точно трогала не удовлетворявшие его места. Он был необычайно одарен и писал со страстью. В тишине мастерской часто слышались его тихие охи-вздохи, если тонкая колонковая кисть делала киксы от сотрясения треножника мольберта». (Цит. по: И. Э. Грабарь. Репин. Монография. В 2 т. Т. 1. М., 1963.)

По словам Репина, в Чугуеве и окрестностях было «что посмотреть». Еще ребенком он часто заглядывался на образа святых:

«…маменька не раз журила меня: „Ну что это за срам, я со стыда сгорела в церкви: все люди как люди, стоят, молятся, а ты, как дурак, разинул рот, поворачиваешься даже к иконостасу задом и все зеваешь по стенам на большие картины“».

Илья Репин. Портрет Бочаровой, тетки художника. 1859 год. Государственная Третьяковская галерея

К ранним произведениям Репина относятся не только церковные работы. В те годы он также писал много портретов: иногда брал на заказ, а иногда рисовал членов семьи и знакомых. Так, сохранилось изображение его тетки. Этот рисунок датирован 1859 годом — Илье тогда было пятнадцать лет.

3О поисках преуспевшего однофамильца

«Возвратившись к занятиям недели через три, ученики с огромным интересом потянулись к списку, вывешенному на стене, чтобы видеть оценку своих способностей.
Добрался и я и… пришел в отчаяние: моей фамилии я совсем не нашел в списке. <…>
<…>
Наконец, нагоревавшись чуть не до слез, я спрашиваю одного мальчика подобрее:
— А скажите, за что же исключают из списков? Или не экзаменуют?
— Я не знаю, — отвечает он, — вероятно, плохие рисунки. А вы что?.. Вас не поместили в этом листке, исключили? Да ведь, кажется, записывают всех. А как ваша фамилия?
— Да фамилия моя Репин; я поступил недавно…
— Что же вы? Что вы? Ведь Репин записан первым — читайте!
Я подумал, что он смеется, и пошел опять к листу, который висел за стеклом в красной деревянной рамке. Вот затмение: действительно, первая, очень четко написанная фамилия была „Репин“.
— А может быть, есть другой Репин? — спрашиваю я».

Автопортрет Ильи Репина. 1863 год. i-repin.ru

В 1863 году Репин переехал в Петербург. Он никак не мог поверить, что город ему не снится:

«Вот Публичная библиотека, вот Казанский собор, и я опять думал, что я во сне… Узнал я и Исаакиевский собор, и Николаевский мост.
Но вот наконец и Васильевский остров… Ох, господи, да ведь направо с моста это и есть Академия художеств! Разумеется, вот и сфинксы перед нею… У меня сердце забилось… Неужели я не во сне?..» 

Прямо с дороги Репин поехал в гостиницу «Олень», а на следующий день рано утром пошел к Академии художеств. Он долго стоял у ее дверей в надежде увидеть настоящего художника («мое божество, мой идеал»). Однако было раннее утро, и встретить ему никого не удалось. Не сбылась и надежда вскоре быть принятым в Академию художеств. Конференц-секретарь Федор Львов заявил молодому художнику:

«Ах, в Академию? Да где вы готовились? Ах, вот эти маленькие рисуночки? Ну, вам еще далеко до Академии художеств. Идите в рисовальную школу: у вас ни тушевки, ни рисунка нет еще, — идите, идите. Приготовьтесь, тогда приходите».

Гипсовая модель лопуха. Первый рисунок Ильи Репина в школе на Бирже. 1863 год. Государственный Русский музей

Репин послушался его совета и поступил в Рисовальную школу на Бирже (Ее официальное название — Школа императорского общества поощрения художеств.). Он был очень не уверен в своем таланте и потому всегда ожидал для своих работ последних номеров: в рисовальных классах использовалась номерная система — первый номер давался лучшей работе. Одним из экзаменационных испытаний стал рисунок отформованного с натуры, то есть отлитого в гипсе, листа лопуха. Репин и не надеялся, что его отметят: пока он трудился над лопухом, из-за спины доносились голоса преподавателей: «…трудно ему будет овладеть красивым штрихом, грязно и бестолково тушует».

В верхнюю часть списка он даже не смотрел, решив, что без предупреждения исключен. Однако все сложилось иначе: за свой рисунок лопуха Репин получил первый номер и уже в январе 1864-го был зачислен в Академию художеств вольнослушателем (к сентябрю того же года его перевели в студенты).

4Об Академии художеств и наставнике Крамском

«Через некоторое время [в январе 1864 года] я поступил в Академию художеств, но рисунки свои после академических экзаменов приносил Крамскому; меня очень интересовали его мнения и замечания. Меткостью своих суждений он меня всегда поражал. Особенно удивляло меня, как это, не сравнивая с оригиналом, он совершенно верно указывал мне малейшие пропуски и недостатки. <…> А вот ведь академические профессора-то, наши старички, сколько раз подходили, подолгу смотрели, даже карандашом что-то проводили по моим контурам, а этих ошибок не заметили; а ведь как это важно: совсем другой строй головы получается. Мало-помалу я потерял к ним доверие, интересовался только замечаниями Крамского и слушал только его».

Илья Репин. Подготовка к экзамену. 1864 год. Государственный Русский музей

За пару месяцев до поступления Репина в Академию случился так называемый «Бунт четырнадцати». Четырнадцать художников (Иван Крамской, Константин Маковский, Богдан Вениг, Алексей Корзухин и другие) и примкнувший к ним позднее скульптор Василий Крейтан подали прошение о свободном выборе темы для конкурсной композиции (Имеется в виду конкурс на Большую золотую медаль — главную академическую награду. В конкурсе могли участвовать только выпускники Академии художеств: так называемая «программа» для конкурса играла роль их дипломной работы. Обладатель Большой золотой медали получал право на поездку за границу сроком до шести лет, спонсируемую Академией, и другие привилегии.). Дело в том, что по новым правилам устанавливалась единая для всех тема — это ставило конкурсантов в неравные условия: на исторической теме проиграли бы все жанристы (Жанристы — живописцы, рисующие сцены из повседневной жизни.), на фантастической провалились бы реалисты, и так далее

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Роман Карстена Хенна «Служба доставки книг» Роман Карстена Хенна «Служба доставки книг»

Отрывок из трогательной и доброй истории «Служба доставки книг»

СНОБ
Почему мы боимся одиночества и что делать, если вы одиноки? Почему мы боимся одиночества и что делать, если вы одиноки?

Почему одиночество гильотиной нависает над людьми?

Правила жизни
Хоть горшком назови Хоть горшком назови

Какие отечественные автомобильные имена следует возродить

Автопилот
Йоханово детство Йоханово детство

«Все ненавидят Йохана»: скандинавская вариация «Форреста Гампа»

Weekend
«Создательница ангелов»: история Хильды Нильссон, которая убивала детей «Создательница ангелов»: история Хильды Нильссон, которая убивала детей

«Создательница ангелов с улицы Брюкс» — самая известная в Швеции серийная убийца

The Voicemag
Скорая помощь Скорая помощь

Когда можно справиться с болью самостоятельно?

Лиза
Неожиданные факты о воздухе: чем мы на самом деле дышим Неожиданные факты о воздухе: чем мы на самом деле дышим

Воздух с нами всю жизнь, но так ли хорошо мы его знаем?

TechInsider
«Я почитала аффирмации и не выздоровела»: почему не стоит слишком увлекаться психосоматикой «Я почитала аффирмации и не выздоровела»: почему не стоит слишком увлекаться психосоматикой

Роль психосоматики в последнее время явно преувеличена, и вот почему

Psychologies
Не созданы для брака: 3 признака, что вам будет плохо в семейной жизни Не созданы для брака: 3 признака, что вам будет плохо в семейной жизни

Вдруг одиночество — идеальный вариант для вас?

Psychologies
Как и почему евро стал основной валютой Европы Как и почему евро стал основной валютой Европы

Финансовый консультант объясняет, зачем в еврозоне сделали свои деньги

Maxim
8 фильмов для тех, кто не готов прощаться с летом 8 фильмов для тех, кто не готов прощаться с летом

Чтобы задержаться в атмосфере лета, достаточно включить любой фильм из подборки

Psychologies
Работа инсулина и рост нервов: открытия в биологии и медицине, сделанные женщинами Работа инсулина и рост нервов: открытия в биологии и медицине, сделанные женщинами

Женщины-лауреаты Нобелевской премии

Forbes
«Пока не сыграл в ящик»: как составить список самых важных дел «Пока не сыграл в ящик»: как составить список самых важных дел

Как составить bucket list и при этом избежать ошибок?

Psychologies
Папины принцессы: чем живут и как выглядят скрытные дочери мировых политиков Папины принцессы: чем живут и как выглядят скрытные дочери мировых политиков

Теперь в башнях прячут наследниц современных политиков

The Voicemag
Стоит ли продвигать бизнес с помощью личного бренда: история функционального печенья BIKKI Стоит ли продвигать бизнес с помощью личного бренда: история функционального печенья BIKKI

Как личный бренд поможет сократить бюджет на маркетинг

VC.RU
Сталинская скорость Сталинская скорость

Несбывшиеся мечты о рекордных автомобилях

Автопилот
Как  наш мозг формирует сигнал: «Бояться!» Как  наш мозг формирует сигнал: «Бояться!»

Страх — одно из важнейших для выживания чувств. Но надо уметь им управлять

TechInsider
Роберто Боланьо Роберто Боланьо

Чилийский поэт и прозаик Роберто Боланьо глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой» Татьяна Абрамова: «Некоторые называют меня стервой»

О жизни, гастролях и интересных знакомствах — рассказывает Татьяна Абрамова

Коллекция. Караван историй
Опасные зависимости, которые при этом абсолютно легальны Опасные зависимости, которые при этом абсолютно легальны

Зависимости, которые иногда даже пропагандируются!

Maxim
С кем из знаменитостей знакома королева Елизавета: от Мэрилин Монро до Леди Гаги С кем из знаменитостей знакома королева Елизавета: от Мэрилин Монро до Леди Гаги

Елизавета II за 70 лет в статусе королевы повидала немало знаменитостей

The Voicemag
В поисках Рюрика В поисках Рюрика

А был ли Рюрик?

Дилетант
Балканские скотоводы эпохи неолита поохотились на косуль Балканские скотоводы эпохи неолита поохотились на косуль

Палеозоологи исследовали кости животных с шести древних поселений

N+1
5 увлекательных аудиокниг для длинных путешествий 5 увлекательных аудиокниг для длинных путешествий

Хорошая аудиокнига — лучший спутник в путешествии

СНОБ
Серьги жертвы подарил матери: история бердского маньяка, державшего в страхе весь город Серьги жертвы подарил матери: история бердского маньяка, державшего в страхе весь город

Два года все женщины Бердска выходили на улицу, сжавшись от страха

The Voicemag
«Он исчез, не попрощавшись»: как уберечь себя от такого сценария «Он исчез, не попрощавшись»: как уберечь себя от такого сценария

Почему мужчина неожиданно перестал общаться и просто «пропал с радаров»?

Psychologies
Стальное ожерелье Восточной России: история проекта Стальное ожерелье Восточной России: история проекта

БАМ изначально задумывался не просто как транспортный проект

Эксперт
«Когда ты говоришь правду — ты неуязвим» «Когда ты говоришь правду — ты неуязвим»

В жизни Агаты Муцениеце неожиданные повороты идут один за другим

OK!
Синдром одомашнивания: отрывок из книги «Парадокс добродетели» Ричарда Рэнгема Синдром одомашнивания: отрывок из книги «Парадокс добродетели» Ричарда Рэнгема

Почему людям свойственны одновременно доброта и жестокость?

СНОБ
Измельчитель пищевых отходов для раковины: что это такое и зачем он нужен Измельчитель пищевых отходов для раковины: что это такое и зачем он нужен

Диспозер: измельчитель пищевых отходов, который станет частью вашей жизни

CHIP
Открыть в приложении