Знаменитые режиссеры, которые учили студентов повторять их успех

Культура.РФСобытия

Знаменитые режиссеры-педагоги

Автор: Елизавета Ламова

Приемная комиссия ВГИКА. В центре слева направо: режиссеры Лев Кулешов и Сергей Эйзенштейн и актриса Александра Хохлова. 1939—1940 годы. Москва. Музей кино, Москва

Они не только снимали фильмы, которые собирали полные залы, но и учили студентов повторять их успех, вычитывали сценарии, помогали им найти деньги и добивались для учеников того, чтобы их фильмы были показаны. Рассказываем, какой метод обучения режиссуре придумал Лев Кулешов в эпоху, когда пленки еще не было, как Эйзенштейн создавал ощущение импровизаций на лекциях, а Михаил Ромм разбирал ошибки в своих кинолентах вместе со студентами.

«Фильмы без пленки» Льва Кулешова

Лев Кулешов стал преподавателем Государственной школы кинематографии (сегодня — ВГИК) в 1919 году, когда ему было всего 20 лет. Вокруг него быстро сложился «коллектив Кулешова» — группа молодых людей, которые хотели экспериментировать с кино. Туда входили будущие режиссеры Всеволод Пудовкин и Борис Барнет, актеры Александра Хохлова, Леонид Оболенский и другие.

Кулешов вспоминал: «И учителя, и ученики были плохо одеты, истощены, хронически голодны. Школа не отапливалась. Помню, как-то нам удалось подтопить мою комнату электрическим реостатом — и к нему приходили истощенные мыши погреться, не обращая на людей никакого внимания». В таких условиях рассчитывать на пленку для учебных фильмов было бесполезно. Тогда Лев Кулешов придумал предварительные репетиции — таким методом в обучении пользуются до сих пор. Ученики ставили свои «фильмы без пленки» на сцене, как спектакли. Они должны были продумать все: от композиции и костюмов до крупности планов. Каждый год Кулешов поручал нескольким студентам поставить один и тот же сюжет — так он показывал, насколько по-разному может трактоваться материал.

Интересно отметить, что ученики Кулешова совсем не оказались единообразными по своим художественным приемам, по своим художественным вкусам. Они прошли прекрасную производственную школу, но остались свободными в своих творческих стремлениях. Всеволод Пудовкин, статья «Мастерская Кулешова»

Кулешов считал, что в кино новой эпохи люди должны не играть, а быть естественными. Поэтому режиссер искал натурщиков для своих фильмов на улицах. Эту идею перенял Всеволод Пудовкин, который впоследствии часто снимал непрофессиональных артистов: в его фильмах «Дезертир» и «Простой случай» мальчики-пионеры в эпизодах были случайными прохожими. Пудовкин продолжил и эксперименты учителя в монтаже: в фильмах «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана» он применил новаторскую для того времени ускоренную съемку.

Созданная Львом Кулешовым обучающая программа не устарела, а учебниками «Практика кинорежиссуры» и «Основы кинорежиссуры» студенты пользуются и сегодня.

Эйзенщенята Сергея Эйзенштейна

Режиссер театра и кино, теоретик искусства, педагог Сергей Эйзенштейн (слева) на занятиях во ВГИКЕ. 1934 год. Москва. Музей кино, Москва

Сергей Эйзенштейн возглавил мастерскую в Государственном техникуме кинематографии в 1928 году. Его учениками стали Иван Пырьев, Григорий Александров, Георгий и Сергей Васильевы. Эйзенштейн сразу ввел в занятия курс рисования: он считал, что режиссер должен уметь выражать мысли через картинки. А в 1932 году, когда возглавил кафедру режиссуры ВГИКа, обязал студентов делать макеты фильмов. Ученики кадр за кадром рисовали свои киноленты на бумаге — это помогало проработать композицию и в будущем ускоряло съемку.

Сергей Эйзенштейн никогда не читал лекции за кафедрой. Он ходил по аудитории, часто рисовал на доске иллюстрации и много шутил. Режиссер Григорий Липшиц вспоминал: «Когда кто-то отвечал скучно, он не перебивал, а незаметно для отвечающего показывал нам такую пантомиму: «тянул» изо рта длинную ленту-зевок, потом «перерезал» ее пальцами, как ножницами, «сворачивал» и клал в карман». Ученикам занятия казались импровизациями, но к каждому уроку Эйзенштейн готовился по шесть часов. В мастерской режиссера ставили учебные спектакли, на премьеры которых он звал кинематографистов и театралов: так педагог приучал студентов к профессиональной критике.

Эйзенштейн писал записки режиссерам с просьбой взять студента такого-то на практику. Роль это сыграло для нас огромную. У меня хранилась его записка к Довженко: «Посылаю к тебе одного из своих эйзенщенят. Он безусловно одарен. Прошу любить-жаловать, но будь бдителен: он не без остапбендеризма. Твой Сергей. Режиссер Михаил Винярский, «Воспоминания о занятиях в режиссерской мастерской С. Эйзенштейна»

Эйзенштейн был требовательным преподавателем. Сергей и Георгий Васильевы перед съемками фильма «Чапаев» скрупулезно изучали документы в архивах, разговаривали с бывшими бойцами чапаевской дивизии. Дипломная работа Николая Левицкого была о жизни Бетховена, и на защите Эйзенштейн попросил студента описать, как именно глухой композитор дирижирует оркестром. Левицкий вспоминал: «Я задумался, но потом… сказал, что глухой композитор дирижирует глазами… <...> …Он задает мне другой вопрос: «Какую литературу о поведении глухих вы читали?» …Главное в методике его обучения состояло в том, чтобы воспитать чувство ответственности к своей профессии».

Эйзенштейн придавал большое значение музыке в кино. Для фильма «Иван Грозный» режиссер обозначил характер песен уже в сценарии: он практически по секундам расписал, какая мелодия нужна для определенной сцены. Такой метод перенял и его ученик Иван Пырьев. Во время работы над фильмом «Кубанские казаки» композитор Исаак Дунаевский сочинил песню «Урожайная» по четким инструкциям режиссера.

Михаил Ромм и его бесстрашная готовность прийти на помощь

Режиссер театра и кино, сценарист, педагог Михаил Ромм в аудитории к/с «Мосфильм». 1960—1966 годы. Москва. Музей кино, Москва

Михаил Ромм стал преподавателем во ВГИКе в 1938 году. К этому моменту он уже был известным режиссером и снял фильмы «Пышка», «Тринадцать», «Ленин в октябре». Сначала он читал лекции на сценарном и операторском факультетах, а с 1948 года руководил собственной мастерской. Его выпускниками были Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, Василий Шукшин, Григорий Чухрай, Владимир Басов, Никита Михалков и другие.

Михаил Ромм не стеснялся разбирать перед студентами свои картины. Они вместе искали ошибки, думали, как можно было лучше снять эпизоды. О занятиях Никита Михалков в книге «Мой учитель Михаил Ромм» писал: «Из любой жизненной ситуации, он выстраивал тему, которая вдруг заставляла думать о крупности плана, о цвете, звуке — обо всем, из чего складывается кинематограф. Его лекции могли касаться узкопрофессиональных проблем, но разговор всегда выходил на общечеловеческие темы».

Дом Михаила Ромма всегда был открыт для учеников, они приходили к нему по вечерам, а летом приезжали на дачу. Студенты привозили сценарии, книги, которые хотели экранизировать, и собственные литературные произведения. Василий Шукшин на третьем курсе института начал писать рассказы, однако скрывал это от однокурсников и давал их читать только Михаилу Ромму. Именно по совету режиссера писатель разослал тексты по редакциям.

Ромм всегда помогал своим ученикам. Когда в 1965 году Андрей Кончаловский решил снимать фильм «Первый учитель», он долго советовался с Михаилом Роммом. Сценарий Кончаловского критиковали за отступление от социалистических принципов: по сюжету бывший красноармеец приехал в Киргизию, открыл в дальнем ауле школу, но столкнулся с вековыми традициями и не смог ничего изменить. Михаил Ромм написал рекомендательное письмо, и в Госкино разрешили Кончаловскому снимать и отказались от правок.

На фильмы каждого из них [учеников], да и других режиссеров… обрушивался партийно-государственный «аппарат». И каждый раз Михаил Ильич шел на «самый верх» — в ЦК КПСС… <...> Бесстрашная готовность прийти на помощь преследуемым сделала Ромма кумиром кинематографической молодежи эпохи оттепели. Наум Клейман, «Жизненно важный вопрос»

Григорий Козинцев и стремление научить думать

Слева направо: режиссеры Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов и актер Юрий Толубеев на съемках художественного фильма Григория Козинцева «Гамлет». 1964 год. Музей кино, Москва

Первые занятия для актеров в Техникуме сценических искусств Григорий Козинцев провел в 22 года. В 39 лет он имел собственную мастерскую во ВГИКе. Эльдар Рязанов вспоминал: «Козинцев, знаменитый театральный и кинематографический режиссер, казался нам человеком почтенного возраста. И только потом мы поняли, что ему было всего-навсего тридцать девять лет». Учениками режиссера были Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов, Вениамин Дорман, Илья Авербах, Игорь Масленников и многие другие.

Режиссер не читал привычных лекций студентам — ему не нравился формат монолога. Козинцев разбирал с учениками их работы, обсуждал особенности современной режиссуры. На занятиях он запрещал стенографировать речь, опасаясь, что на него напишут донос: режиссер критиковал сталинские музыкальные комедии и говорил о том, как важно не поддаваться идеологии. В год он читал всего несколько лекций, потому что часто был занят на съемках. Да и жил он не в Москве, а Ленинграде.

Режиссуре научить невозможно. Поэтому я попытаюсь научить вас думать. А если вам удастся освоить этот процесс, то до всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом». Этим заявлением Григорий Михайлович взвалил на себя бесконечно сложную, я бы сказал — непосильную задачу. Эльдар Рязанов, «Неподведенные итоги»

Григория Козинцева ругали в администрации института за невыполнение программ и часовых норм. Однако у режиссера был другой подход к образованию: как можно раньше брать студентов на съемочную площадку. Ученики могли прогуливать лекции и приезжать в Ленинград снимать фильмы: Козинцев доверял им небольшие эпизоды своих картин. Начинающий режиссер Станислав Ростоцкий в ленте «Пирогов» отвечал за сцену на рынке: «Козинцев требовал исключительной тщательности в проработке второго плана. Необходимо было воссоздать фигур двадцать второго плана: торговцы сбитнем, коробейники и так далее». Режиссер перенял такой подход к деталям от своего учителя, и в 1966 году Ростоцкий во время съемок «Героя нашего времени» подбирал костюмы массовке по старинным гравюрам.

Эльдар Рязанов научился у мастера работать с актерами на площадке. Козинцев не давил авторитетом и разрешал артистам импровизировать. Так же поступал и Рязанов. В фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» фраз «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» и «О, тепленькая пошла» не было в сценарии — во время съемок их придумали актеры.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Любить или воспитывать? Любить или воспитывать?

Почему отсутствие наказания – ещё не вседозволенность

Здоровье
Троцкий. Личное Троцкий. Личное

Тогда, в 1898 году, он еще был Лейбой Бронштейном...

Дилетант
Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно

Так ли уж страшны пневматическая подвеска и 2.0-литровые дизеля у Volvo XC90

4x4 Club
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Основатель Factmata получил полмиллиона от Марка Кьюбана с помощью одного «холодного» письма. Прочитайте его Основатель Factmata получил полмиллиона от Марка Кьюбана с помощью одного «холодного» письма. Прочитайте его

Холодное письмо, которое заинтересовало Марка Кьюбана

Inc.
«Вальхен» Ольги Громовой. Фрагмент романа о жизни девочки-подростка в немецком лагере для военнопленных «Вальхен» Ольги Громовой. Фрагмент романа о жизни девочки-подростка в немецком лагере для военнопленных

Отрывок из романа Ольги Громовой «Вальхен» об остарбайтерах

Esquire
Нейронные герои Нейронные герои

Валерий Шарипов рассказал «Популярной механике» о своих синтетических героях

Популярная механика
Волшебник-неудачник: что осталось от политического наследия Михаила Горбачева Волшебник-неудачник: что осталось от политического наследия Михаила Горбачева

Закончив заведомо проигранную войну, Горбачев добился выигрыша для всех

Forbes
Невесты-рекордсменки: голливудские звезды с наибольшим количеством браков Невесты-рекордсменки: голливудские звезды с наибольшим количеством браков

Эти знаменитые актрисы пробовали себя в роли жен множество раз

Cosmopolitan
Ловкость рук Ловкость рук

Заменит ли искусственный интеллект человеческий разум и ручной труд?

Grazia
Еще 11 загадочных блюд, которые встретились тебе в книгах и с тех пор не дают покоя Еще 11 загадочных блюд, которые встретились тебе в книгах и с тех пор не дают покоя

Лишился аппетита, гадая, что это за непонятные блюда упоминаются в литературе?

Maxim
Нарциссизм и высокая самооценка: в чем разница? Нарциссизм и высокая самооценка: в чем разница?

Как не спутать нарциссизм и уверенность в себе

Psychologies
Разборчивые самки поддержали репродуктивную изоляцию молодого вида просяночников Разборчивые самки поддержали репродуктивную изоляцию молодого вида просяночников

Несмотря на слабые генетические отличия, эти два вида не скрещиваются

N+1
Как прививать знания ребенку, выросшему с телефоном в руках? Попробуйте микрообучение Как прививать знания ребенку, выросшему с телефоном в руках? Попробуйте микрообучение

Развить усидчивость детям поможет микрообучение

Psychologies
12 случаев, когда звезды ляпнули что-то не подумав 12 случаев, когда звезды ляпнули что-то не подумав

Чтобы лишиться контрактов иногда достаточно одного твита

Maxim
Как перестать заедать стресс? Как перестать заедать стресс?

Мало кто способен управлять своим состоянием во время переживаний

Худеем правильно
Война с инопланетянами, цунами и воспоминания из детства. Что снится незрячим, неслышащим и слепоглухим людям Война с инопланетянами, цунами и воспоминания из детства. Что снится незрячим, неслышащим и слепоглухим людям

Какие сны видят люди, у которых слабо развит один из органов чувств?

СНОБ
Параллельные миры Параллельные миры

Почему к моде принято относится со снисходительной улыбкой

Grazia
Под сенью сакуры Под сенью сакуры

Любуемся цветением в Киото и размышляем о смысле жизни

Лиза
10 случайных фактов, которые тем не менее могут спасти тебе жизнь 10 случайных фактов, которые тем не менее могут спасти тебе жизнь

Различные спасительные факты для самых непредсказуемых событий

Maxim
Чем нам грозят социальные сети и мобильная связь Чем нам грозят социальные сети и мобильная связь

Как технологии нарушают неприкосновенность частной жизни и что с этим делать

Популярная механика
Орлиную акулу назвали меловым аналогом скатов-мант Орлиную акулу назвали меловым аналогом скатов-мант

Орлиные акулы питалась планктоном и жила около 93 миллионов лет назад

N+1
ГАЗ, «Москвич» и другие: 5 самых крутых советских внедорожников ГАЗ, «Москвич» и другие: 5 самых крутых советских внедорожников

Машины, ставшие прародителями для нынешних кроссоверов и внедорожников

РБК
Мастер маркировки Мастер маркировки

О чем говорят надписи «био», «эко» и «органик» на этикетках продуктов

Лиза
10 самых опасных предметов твоего гардероба 10 самых опасных предметов твоего гардероба

Список опасных предметов одежды

Cosmopolitan
9 лучших мобильных приложений для женщин 9 лучших мобильных приложений для женщин

Собрали полезные и универсальные приложения, которые пригодятся каждой девушке

CHIP
Сельдерей заслуживает хлопот! Сельдерей заслуживает хлопот!

Вы любите сельдерей?

Наука и жизнь
8 фильмов об Испании 8 фильмов об Испании

Мы собрали лучшие картины о фламенко, корриде и испанской истории и культуре

GQ
Брачный период: история любви Николая Дроздова и его жены длиной в полвека Брачный период: история любви Николая Дроздова и его жены длиной в полвека

В чем секрет таких долгих и крепких отношений супругов Дроздовых

Cosmopolitan
Открыть в приложении