Вера в справедливый мир. Когнитивное искажение, которое заставляет нас осуждать
Почему справедливые люди часто принимают несправедливые решения
Когнитивные искажения мешают нам объективно оценивать ситуацию и самих себя. Именно из-за них собственные иррациональные поступки часто кажутся нам в момент совершения логичными и осмысленными. Мы продолжаем серию статей, посвященных самым распространенным ошибкам мышления и тому, как их избежать. В первом выпуске — почему мы считаем себя экспертами во всем, во втором — почему боимся летать на самолетах, но не гнать по встречной полосе. В третьем — как превращаем пустяк в катастрофу. В четвертом — почему ошибаемся, думая, что за темной полосой обязательно будет светлая.
Злые и недалекие люди живут дольше и болеют реже, показывают результаты мониторинга, проведенного в Англии. «Налицо прямая связь между долголетием и абсолютным, бескомпромиссным сволочизмом», говорит один из авторов исследования, профессор Генри Брубейкер.
Если при чтении этой новости вы ощутили внутренний протест, то, во-первых, не волнуйтесь: это просто шуточный фейк из сатирической газеты Daily Mash. А во-вторых, вас можно понять: умные и доброжелательные люди, конечно, должны жить лучше и дольше. Труд всегда должен приносить плоды, а таланты — получать признание и награду. По оценке Американской психологической ассоциации, утрата веры в универсальную справедливость — одно из самых болезненных последствий практически любой психической травмы. Но это не отменяет того факта, что идея справедливого мира — это типичное когнитивное искажение.
В чем ошибка?
Ошибок в этой идее как минимум три. Первая — наша естественная склонность к тому типу мышления, который в философии называется телеологическим. Очень упрощенно это выглядит так: сначала вы путаете следствие с причиной, а затем — результат с целью. По этой логике, все плохое или хорошее, что происходит с человеком, следует рассматривать как цель, к которой он стремился. Вы вышли на улицу, чтобы поскользнуться. Звучит странно, но по сути ничуть не безумнее, чем «солнце светит, чтобы давать нам тепло».
Второй элемент — ошибка атрибуции, то есть склонность объяснять все, что происходит с другим человеком, его личными качествами: опоздал, потому что неорганизован; заболел, потому что не заботится о здоровье; умер, потому что не хотел жить вечно.