Каково это — погонять по пустыням Китая за ралли-рейдом «Шелковый путь».

Maxim

В пекло и обратно: пытаемся проверить, что умеет Toyota Land Cruiser

«Собираешься на «Шёлковый путь»? Здорово, конечно… Если еще не поздно, откажись» — удивительно единодушно журналисты с большим опытом по части автоспорта спешили отговорить меня от поездки на китайскую часть ралли-рейда.

97425-ZDM1OTY5NGJhOQ.jpg

Правда, потом они смягчались и говорили, что один раз все-таки можно — опыт как-никак. Самые ценные советы дал мне коллега, несколько лет проработавший в пресс-службе одной из команд. «Я всегда беру с собой водку и активированный уголь — мало ли что там съешь. Да, и шлепанцы резиновые возьми. Душ далеко, бывают очереди, и в кабинке тебе будет не до переобувания». Любой лайф-коуч должен посыпать голову пеплом — он никогда не даст столь же полезного совета. Я послушался, хотя спиртное заменил дополнительным мешком активированного угля.

97504-ODE2NjI4NzZkNw.jpeg

Машины сопровождения в день старта «Шелкового пути» в Москве. В Китай мы добрались самолетом, а «Тойоты» доехали сами. А потом вернулись обратно

Ралли-рейды имеют мало общего с ралли, хотя названия и созвучны. Примерно как водка и царская водка — перепутать их было бы большой ошибкой. Главное отличие ралли-рейда — протяженность и длительность. «Шелковый путь» с его двумя неделями гонки через три огромные страны (Россия, Казахстан, Китай) и дистанцией в 9608 км попадает в категорию марафонов — наиболее протяженных моторных гонок в мире. Надеюсь, организаторы не будут против, если я опишу его в двух словах как евразийский Дакар.

97506-NGJiYmZmZDNlZQ.jpg

Каждый этап ралли-рейда состоит из лиозона (участка, где нужно показать не наибольшую скорость, а равномерность движения), частично пролегающего по дорогам общего пользования, и спецучастков, где нужно «валить на все деньги». И вот эти участки проложены по бездорожью. Они требуют огромного мастерства от пилота и титанической выносливости от техники, а сложная навигация заставляет штурманов показать все свои навыки.

Прокладка и подтверждение маршрута будущей гонки называется реконессанс. Грузовик КамАЗ и три пикапа Toyota Hilux (несмотря на грозный вид, это практически машины в заводской спецификации) проехали 11 тысяч километров, чтобы составить 1085 листов «дорожной книги». Фото — пресс-служба «Шелкового пути»

Интересно, как можно обогнать гонку, если гоночные грузовики, внедорожники и багги несутся так, будто наперегонки колонизируют Марс? Очень просто: пока они шпарят по коварной пустыне, разбрасывая камни и поднимая пыль к облакам, мы едем на круиз-контроле по шоссе более коротким прямым маршрутом. Журналисты могут приехать на старт этапа, на финиш или посетить заранее намеченные организаторами фототочки — безопасные, с хорошим видом и проходимыми подъездными путями.

97456-NTE0NjE1NDNjZQ.jpg

Мы прилетели в Урумчи утром единственного за две недели дня отдыха. Время — три часа вперед. После ночного перелета в тесном китайском «Боинге» мы ощущаем себя слегка б/у. Но по сравнению с участниками мы еще свеженькие. У них позади уже восемь этапов через Россию, Казахстан и запад Китая.

День отдыха в Урумчи. Если для пилотов это действительно передышка, то для механиков — такой же день, как любой другой. Фото — пресс-служба «Шелкового пути»

От города, который путеводители описывают как одну из культурных столиц Азии, мы увидели лишь дальние окраины. Бивуак расположился на территории огромного выставочного центра. Похожим мог быть московский ВДНХ, если бы его строили в двухтысячных.

97448-NTc3NjU0ZTBmNA.jpg

Огромное пустующее здание для выставок и пресс-конференций лишь частично занято штабом, столовой и палатками участников, организаторов и журналистов. Комфортнее ночевать пусть и вне здания, но на грунте — мягче спать, чем на гранитном полу. Но грунта здесь почти нет — не разбивать же палатку на аккуратных клумбах. Весь день пытаемся войти в курс дела, а потом устраиваемся на ночлег. Да, все-таки на граните. Выезд назначен на пять утра.

97449-NDA4YjI5YWM2NQ.jpg

Окраины китайских городов напоминают ближнее Подмосковье: вдоль шоссе растут целые районы высотных жилых многоэтажек. Но китайский колорит все же заметен: провода тянут поверху, закрепляя их целыми сетями на металлических столбах. Новые дороги отличного качества прокладывают повсеместно и очень быстро. А едут по ним старые закопченные грузовики — их здесь как будто больше, чем легковушек.

Позже мы узнали, что такое вот «ВДНХ», как мы видели в первый день, есть в каждом китайском городе, но чаще подобных выставочных комплексов несколько. Хотя бы один из них обязательно пустует — и принимает бивуак «Шелкового пути». Там, где располагаются люди, все приводится в парадный порядок. Но проходит ли здесь что-то еще — большой вопрос: заглянешь в дальнее крыло или на высокий этаж, а там толстый слой пыли, а то и нет отделки. Туалеты в виде огромного прицепа привозит грузовик, еще один прицеп — душевые. Кейтеринг работает, кажется, круглые сутки: через пару часов после окончания ужина персонал уже занимается завтраком, чтобы команды могли подкрепиться хоть в полпятого утра. Механики выезжают на следующий бивуак задолго до старта очередного этапа.

97497-ODNkZGU2OTE1OA.jpg

Спасибо организаторам за этот опыт: теперь я могу утверждать, что слухи о роскоши в автомобильных пресс-турах несколько преувеличены

В первый же день на марше мы преодолели около 800 км. Радовались, что из трех моделей тойотовских медиаэкипажей нам достался Land Cruiser 200 — самый просторный и самый комфортный (были также Prado и Hilux). Впрочем, весь путь оказался идеально ровным шоссе, и бороться приходилось только с сонливостью. Однажды так будет выглядеть колонизация дальних планет с атмосферой: вокруг новейшей автомагистрали только пустыня и горы. Правда, вид гор за один день менялся пять раз. Из следов человеческого присутствия — лишь ветряки и линии электропередачи.

Мы бы и рады подменить водителя, но чтобы сесть за руль, нужны китайские права. Водителям медиаэкипажей выдают их прямо при пересечении сухопутной границы, нам же приходится довольствоваться ролью пассажиров. На свой страх и риск позже я все же сел за руль. Уверенности прибавило не столько международное водительское удостоверение (китайская полиция едва ли приняла бы их в расчет), сколько обклейка машины символикой «Шелкового пути». Медиаэкипажи никто не останавливает, а шлагбаумы платных дорог немедленно поднимаются перед ними.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прозвища российских городов, городков и городишек: самый полный список, который нам удалось раздобыть Прозвища российских городов, городков и городишек: самый полный список, который нам удалось раздобыть

Прозвища российских городов, городков и городишек: самый полный список

Maxim, январь'19
Яхтам на зависть: субмарины выходного дня Яхтам на зависть: субмарины выходного дня

Частные подводные лодки — будущее, которое уже наступило

Популярная механика, январь'19
Чистосердечное признание: 6 основных причин, почему ты до сих пор не замужем Чистосердечное признание: 6 основных причин, почему ты до сих пор не замужем

Чистосердечное признание: 6 основных причин, почему ты до сих пор не замужем

Лиза, январь'19
Мимо чего мы не смогли пройти на Pitti Uomo Мимо чего мы не смогли пройти на Pitti Uomo

Пять модных находок и одно отличное шоу второго дня выставки

GQ, январь'19
Почему мы не разрешаем себе радоваться Почему мы не разрешаем себе радоваться

Почему мы отказываемся от жизненных красок, предпочитая предсказуемость

Psychologies, январь'19
После смерти обезглавить: в Англии найден загадочный могильник После смерти обезглавить: в Англии найден загадочный могильник

В Англии найден загадочный могильник

National Geographic, январь'19
Лучшие вещи лондонской Недели моды Лучшие вещи лондонской Недели моды

Возьмите на заметку, чем стоит обзавестись в следующем сезоне

GQ, январь'19
До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO

До $120 млрд: основатель Uber-экономики собрался на IPO

Forbes, январь'19
Что происходит с акциями компании Apple? Что происходит с акциями компании Apple?

Неужели Apple уже не так хороши, как раньше

GQ, январь'19
Как приготовить котлеты в духовке: 5 отличных рецептов с фото Как приготовить котлеты в духовке: 5 отличных рецептов с фото

Рассказываем о самых интересных вариантах приготовления домашних котлеток

Лиза, январь'19
Биолог: «Вступивший в бой с кенгуру мужчина рисковал жизнью» Биолог: «Вступивший в бой с кенгуру мужчина рисковал жизнью»

В Австралии мужчина был вынужден спасать свою собаку от кенгуру

National Geographic, январь'19
Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика Сбербанк и ВТБ могут забрать Utair для создания регионального авиаперевозчика

Сейчас авиакомпания Utair должна Сбербанку около 30 млрд рублей

Forbes, январь'19
Что вам нужно знать об Александре Логинове Что вам нужно знать об Александре Логинове

Что вам нужно знать об Александре Логинове

GQ, январь'19
Производство крыльев для МС-21 оказалось под угрозой из-за санкций США Производство крыльев для МС-21 оказалось под угрозой из-за санкций США

Вашингтон запретил поставки в Россию композитных материалов, выпускаемых в США

Forbes, январь'19
Астероид Бенну, Земля и Луна – на одном снимке! Астероид Бенну, Земля и Луна – на одном снимке!

NASA поделилось удивительным снимком, сделанным космическим аппаратом OSIRIS-REx

National Geographic, январь'19
Прохор Шаляпин и Виталина Цымбалюк-Романовская: «Мы пережили травлю» Прохор Шаляпин и Виталина Цымбалюк-Романовская: «Мы пережили травлю»

Певец и пианистка о предстоящей свадьбе и покупке домика в Беверли-Хиллз

StarHit, январь'19
Храмовый сайдинг Храмовый сайдинг

«Народная реставрация» с благими намерениями

Огонёк, январь'19
А пока мы только дети А пока мы только дети

Андрей Подшибякин о том, почему пора повзрослеть

GQ, январь'19
Просвет не виден Просвет не виден

Минувший год в украино-российских отношениях ничем хорошим не запомнился

Огонёк, январь'19
Как грязи Как грязи

По одной из версий название острова Калимантан переводится как «алмазная река»

Огонёк, январь'19
«Актерство всегда между правдой и ложью» «Актерство всегда между правдой и ложью»

Николасу Кейджу на прошлой неделе исполнилось 55 лет

Огонёк, январь'19
Недотрога Недотрога

В школе Александр Головин отшивал поклонниц

StarHit, январь'19
Ямка с повинной Ямка с повинной

Вигго Мортенсен рассказал о своем новом фильме

GQ, январь'19
Тяжелая атлетика Тяжелая атлетика

Опровергаем миф о том, что Россия — для грузных

GQ, январь'19
Я не Рафаэль Я не Рафаэль

Знакомьтесь: Карен Хачанов, одиннадцатая ракетка мира и просто красавец

Tatler, январь'19
Топ-10 ошибок, которые ты можешь допустить на собеседовании Топ-10 ошибок, которые ты можешь допустить на собеседовании

Топ-10 ошибок, которые ты можешь допустить на собеседовании

Лиза, январь'19
Размер матраса в детскую кроватку: как не ошибиться с выбором Размер матраса в детскую кроватку: как не ошибиться с выбором

Обустроенная кроватка – одно из важнейших мест в жизни малыша

Лиза, январь'19
Так долго — живут! Так долго — живут!

В 1899 году вышел первый номер «Огонька»!

Огонёк, январь'19
Битва с экстрасенсами: самые громкие суды против программы и ее участников Битва с экстрасенсами: самые громкие суды против программы и ее участников

В истории «Битвы экстрасенсов» было и несколько судов

Cosmopolitan, январь'19
Пир на весь мир. Как русские сказки воспитывают у детей сексизм Пир на весь мир. Как русские сказки воспитывают у детей сексизм

Пир на весь мир. Как русские сказки воспитывают у детей сексизм

Forbes, январь'19