Субъект искусства

Тильда Суинтон как художник, муза и арт-произведение

The RakeЗнаменитости

Субъект искусства

Текст Анастасия Горбатова. Интервью Нелли Холмс

Тильду Суинтон сложно назвать безусловно красивой. Высокая, стройная, с мраморной кожей, светлыми глазами и острыми скулами, она — своего рода tabula rasa, идеальный холст, на котором можно нарисовать все что угодно: любые гендер, расу, стиль. Вероятно, именно поэтому ее так любят фотографы, художники и режиссеры-визионеры. Но самый главный художник, работающий с арт-объектом «Тильда Суинтон», — это она сама

Есть женщины, которые становятся символами своего поколения. Законодательницы моды и стиля, яркие звезды кино и театра, первооткрывательницы и правозащитницы, современные художницы и секс-иконы. Тильда Суинтон — все это и немного больше. И в то же время — нечто совершенно иное. Она будто создана из парадоксов: снимается в крупных блокбастерах и в артхаусном кино, принадлежит к благородному шотландскому роду Киммергейм и состоит в коммунистической партии, регулярно удостаивается наград от самых престижных гильдий и при этом не считает себя «настоящей актрисой».

«Честно говоря, никогда не воспринимала себя именно как актрису. Частично потому, что я никогда не ставила себе цели стать актрисой, а я отлично знаю, насколько важной является эта цель для настоящего актера, у них вся жизнь подчинена этому стремлению. А я просто поступаю так, как велит мне чутье, и все еще продолжаю развиваться в разных направлениях».

С искусством Тильда была связана с первых карьерных шагов: в 1986 году она снялась в фильме «Караваджо» скандального художника и экспериментального режиссера Дерека Джармена, открытого гомосексуала. Ее привлек в первую очередь подход Дерека к съемочному процессу, позаимствованный из мира современного искусства: каждый из его актеров не просто играл роль, а участвовал в создании фильма как соавтор. Джармен и Суинтон создали вместе девять работ. Ее можно было бы назвать его музой, но муза — неподходящее слово. Она придумывала и творила наравне с режиссером. Суинтон убеждена, что если бы Дерек Джармен был жив, он занимался бы искусством, а не кино.

Смерть соавтора, единомышленника и друга Дерека Джармена от СПИДа в 1994 году вдохновила Суинтон впервые переступить границу между миром кино и миром искусства. В 1995 году совместно со знаменитой авангардной художницей Корнелией Паркер она продумала и реализовала перформанс под названием Maybe («Может быть») для лондонской галереи Serpentine. Тильду Суинтон поместили в прозрачный стеклянный бокс, в котором она должна была лежать по восемь часов ежедневно, либо изображая сон, либо в самом деле засыпая. Да, идея не нова (в музее спали такие именитые перформансисты, как Марина Абрамович и Крис Бурден), но восприятие в данном случае было иным. Другие художники могли напрямую контактировать со зрителями и сокращали дистанцию, намеренно создавая дискомфорт и делая его частью высказывания. Стеклянный бокс позволял спящей актрисе оставаться неуязвимой и одновременно безобидной для посетителей. Выставку, частью которой был этот экспонат, посетило тогда около 20 тысяч человек.

«„Может быть“ — проект, который я придумала и реализовала в Лондоне более 20 лет назад. Это перформанс, который я сделала задолго до того, как вообще впервые задумалась о поездке в Голливуд. Вероятно, это одно из самых честных моих высказываний о собственном месте в мире. Мое место — в стеклянной коробке искусства».

В 2013 году Суинтон решила повторить эксперимент в нью-йоркском Музее современного искусства. И если 20 лет назад проект молодых художниц подвергся яростным нападкам со стороны арт-критиков, в эпоху Интернета эта работа была воспринята совершенно иначе. Во-первых, Тильда Суинтон за два десятилетия превратилась в одну из самых узнаваемых актрис в мире. Во-вторых, практически каждый из посетителей выставки сфотографировал перформанс и выложил его в социаьные сети, и он таким образом получил новую форму бытования в цифровом пространстве. Теперь не выставка популяризировала актрису, а наоборот, она привела в музей новых зрителей.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Письмо редактора Письмо редактора

Наш снобизм многим хорошо известен

The Rake, сентябрь'18
«Они сложные люди — но не злодеи» «Они сложные люди — но не злодеи»

Режиссер Борис Хлебников — о своем погружении в «мир погон»

Огонёк, октябрь'19
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim, октябрь'19
Основной инстинкт Основной инстинкт

Crossfit за 18 лет приобрел миллионы поклонников по всему миру

Playboy, март'18
Алисия Викандер в поисках приключений Алисия Викандер в поисках приключений

Танцовщица и звезда арт-хауса переквалифицировалась в расхитительницу гробниц

Vogue, март'18
Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен Майкл Кейн о свингующих 1960-х и лучших фильмах всех времен

Майкл Кейн завоевал киномир еще в 1960-е

Esquire, март'18
Один день из жизни Зельфиры Трегуловой Один день из жизни Зельфиры Трегуловой

Vogue записал за директором Третьяковской галереи монологи о жизни в искусстве

Vogue, март'18
Честь суши Честь суши

Семь мест для отдыха на Средиземном море

GQ, апрель'18
Российские ученые создали искусственное сердце на основе дисков Российские ученые создали искусственное сердце на основе дисков

Сибирские ученые сделали отечественный аналог дискового искусственного сердца

Популярная механика, март'18
Генетическая модернизация: развеиваем мифы о ГМО Генетическая модернизация: развеиваем мифы о ГМО

Сегодня мы очень много знаем про ДНК

Популярная механика, март'18
«Не бояться быть собой — самый большой риск» «Не бояться быть собой — самый большой риск»

Интервью Вадима Верника с Венсаном Касселем

OK!, март'18
Вышли из доверия: почему Tesla на грани провала и как ее спасти Вышли из доверия: почему Tesla на грани провала и как ее спасти

Компании Tesla срочно требуется свой Генри Форд или Киитиро Тоеда

Forbes, март'18
Миллиардер Илон Маск предсказал планете «новые темные времена» Миллиардер Илон Маск предсказал планете «новые темные времена»

Илон Маск рассказал, как будет проходить колонизация Марса

Forbes, март'18
«Он нанял киллера, чтобы меня убить». Пять историй о сталкинге «Он нанял киллера, чтобы меня убить». Пять историй о сталкинге

Жертвы сталкеров рассказали «Снобу» об угрозах и избиениях

СНОБ, март'18
Железный ящик: как в Новой Москве производят несколько миллионов сейфов в год Железный ящик: как в Новой Москве производят несколько миллионов сейфов в год

Фоторепортаж о том, как работает завод по производству металлических сейфов

Forbes, март'18
Бедность не игрок. О новом фильме Спилберга Бедность не игрок. О новом фильме Спилберга

На экраны вышел новый фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться»

СНОБ, март'18
Валентин Зубков Валентин Зубков

Яхтсмен о разнице между девушками и вулканами, беженцами и шампанским

GQ, апрель'18
Лед, пламя и часы: фотоотчет о выездном мастер-классе на Байкале Лед, пламя и часы: фотоотчет о выездном мастер-классе на Байкале

Главное озеро планеты вместе с Certina – рассказываем и показываем

National Geographic, март'18
Все Будде хорошо Все Будде хорошо

Золото Мьянмы: путешествие из Янгона в Мандалай и Баган

The Rake, февраль'18
Книга перемен Книга перемен

Нью-йоркская квартира актрисы Джулианн Мур

AD, апрель'18
Для чего взламывают ваш автомобиль, и другие опасности «умных» гаджетов Для чего взламывают ваш автомобиль, и другие опасности «умных» гаджетов

Как работают современные киберпреступники и как можно от них спастись

Популярная механика, март'18
Термиты признаны тараканами Термиты признаны тараканами

Степень родства термитов и тараканов обсуждается учеными уже давно

National Geographic, март'18
Итоги Итоги

Непредсказуемый триумф угнетенных меньшинств — в том числе ихтиандров

Esquire, март'18
Знаменитая арка на леднике Перрито-Морено вновь обрушилась Знаменитая арка на леднике Перрито-Морено вновь обрушилась

Самая известная достопримечательность парка Лос-Гласьярес обрушилась в озеро

National Geographic, март'18
«Жена и дочь в детской, а я в капсуле» «Жена и дочь в детской, а я в капсуле»

Солист PIZZ’ы Сергей Приказчиков не любит есть пиццу

Playboy, март'18
Лёгкость бытия: тест Audi Q7 3.0 TFSI Лёгкость бытия: тест Audi Q7 3.0 TFSI

Audi Q7 второго поколения дебютировал три года назад

Популярная механика, март'18
Плавающие острова Копенгагена: первая проба Плавающие острова Копенгагена: первая проба

В гавани столицы Дании появятся необычные плавающие острова

National Geographic, март'18
Фрэнсис Макдорманд: да, нет, знаю Фрэнсис Макдорманд: да, нет, знаю

Фрэнсис Макдорманд поделилась своими мыслями

Glamour, апрель'18
Чемпионат мира среди дровосеков: как это устроено Чемпионат мира среди дровосеков: как это устроено

Это спорт для больших ребят

Популярная механика, март'18
Любовь на острие бритвы Любовь на острие бритвы

Катрин Денев и Марчелло Мастроянни

Лиза, март'18