Детали с картин фламандских мастеров Северного Возрождения

ArzamasКультура

Шумовка и мертвец в кустах: 15 деталей с картин фламандских художников

Откуда за спиной распятого Христа маленький мусульманский полумесяц? Что делает журавль на подъемном кране? И почему книгу в церкви держат за решеткой?

Автор Дильшат Харман

Круг Питера Брейгеля Старшего. Падение Икара. Конец XVI века. 73,5 × 112 см© Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Всем, кто подолгу рассматривал картины фламандских мастеров Северного Возрождения*, знакомо чувство, когда вдруг обнаруживаешь где-нибудь в углу изображения совершенно неожиданную деталь. Это может быть предмет, человек, животное или даже целая сценка. Часто такие детали почти невозможно заметить сразу: по замыслу художников, радость находки должна была усилить удовольствие от созерцания картины. А иногда детали хорошо заметны, но их скрытый символизм непонятен современному зрителю. Мы выбрали 15 деталей с картин из фламандских и брюссельских коллекций, к которым стоит присмотреться повнимательнее.

*Северное Возрождение — эпоха, охватывающая тот же период, что и итальянское Возрождение (примерно с XV века по последнюю четверть XVI века), но за пределами Италии. Искусство Северного Возрождения в первую очередь представлено фламандо-голландской и немецкой живописью. В Нидерландах и Фландрии это, прежде всего, такие мастера, как Ян ван Эйк, Робер Кампен, Ханс Мемлинг, Рогир ван дер Вейден, Петрус Кристус, Герард Давид и множество менее известных.

1Нога Икара

«Падение Икара» Питера Брейгеля Старшего* отсылает к известному сюжету древнегреческой мифологии. Улетая вместе со своим отцом Дедалом с Крита, Икар слишком высоко поднялся к солнцу, и оно растопило воск, которым были скреплены самодельные крылья. Мальчик упал в воду и погиб.

*Долгое время считалось, что эта картина была написана самим Питером Брейгелем Старшим, но исследования, проводившиеся с начала 1990-х годов, показали, что это очень хорошая, но все же копия, написанная вскоре после смерти мастера. Во времена Брейгеля практика копирования картин была чрезвычайно распространена. В Брюсселе хранится и другая копия «Падения Икара» — в Музее ван Бюренов. Оригинал картины утерян.

Если вам еще не удалось отыскать на картине Икара, присмотритесь к морю возле корабля справа: из воды торчат ноги тонущего мальчика*.

*Художник Дмитрий Шагин из творческой группы «Митьки» описал этот фрагмент в поэме из трех строк «Бедный Икарушка»: «У Икарушки бедного / Только бледные ножки торчат / Из холодной зеленой воды».

© Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Главными героями кажутся пахарь и пастух. Брейгель взял их из текста «Метаморфоз» Овидия, но если у поэта они с изумлением следят за полетом Дедала и Икара*, то у художника пахарь и рыбак (в правом нижнем углу картины) занимаются собственными делами, не обращая внимания ни на что вокруг, а в небо смотрит только пастух. Правда, Дедала не видно, так что еще неизвестно, что именно привлекло его внимание.

«Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою, / Или с дубиной пастух, иль пахарь, на луг приналегший, — / Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу, / За неземных принимали богов».

© Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

На ветке возле рыбака сидит куропатка. Она тоже есть у Овидия: в «Метаморфозах» куропатка видит, как Дедал хоронит останки сына, и квохчет от радости. На самом деле это племянник Дедала и его бывший ученик Талос. Учитель позавидовал таланту Талоса и сбросил его с афинского Акрополя, но богиня Афина превратила падающего юношу в птицу.

© Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Еще одна любопытная деталь на этой картине — человек в кустах на краю вспаханного поля. Изначально там был испражняющийся человечек, частый гость на полотнах нидерландских мастеров, и его до сих пор можно разглядеть в инфракрасном излучении, но в окончательном варианте художник нарисовал лежащего на спине человека. Полагают, что это отсылка к пословице «Плуг не останавливается из-за мертвеца» (смерть одного человека не может прекратить обычного течения жизни), и это тоже своего рода комментарий к падению Икара.

2Крестьяне покупают сувениры

Питер Брейгель Младший. Кермесса* с театральным представлением и процессией. Первая половина XVII века. 161 × 290 см © KIK-IRPA, Brussels (Частное собрание ING Bank Belgium, Брюссель)

*Кермесса — деревенская ярмарка в честь церковного праздника.

Эта картина целиком состоит из мелких деталей, и можно провести полдня, разглядывая и изумляясь им. Собственно, в этом и заключалась задумка автора: сделать картину привлекательной и развлекательной для заказчика. Картины из быта крестьян первым стал писать Питер Брейгель Старший. Конечно, и до того крестьяне изображались художниками, но никогда раньше они не были главными героями — только забавными персонажами на полях или фигурками, иллюстрирующими труды разных месяцев в календарях. Для современников отца и сыновей Брейгелей эти работы были прежде всего юмористическими. Быт и нравы крестьян вызывали смех своей простотой и грубостью — подобные картины покупали очень зажиточные буржуа или аристократы, находившие, очевидно, удовольствие в рассматривании деталей столь далекого для них образа жизни и сравнивавшие свою утонченность и деликатность манер и одежд с вульгарными занятиями обычных людей.

© KIK-IRPA, Brussels (Частное собрание ING Bank Belgium, Брюссель)

За театральной сценой, у церковной ограды, устроены ларьки для продажи сувениров, перед которыми толпятся крестьяне. Разложенных товаров не разглядеть, однако по другим подобным картинам мы знаем, что в таких ларьках продавались как религиозные сувениры (значки с изображениями святых, четки, благочестивые картинки), так и детские игрушки (деревянные лошадки, рожки, маленькие ветряные мельницы).

© KIK-IRPA, Brussels (Частное собрание ING Bank Belgium, Брюссель)

Видны только игрушечные арбалеты и барабаны, которые подняты над навесом ларьков. Среди взрослых покупателей затесался и ребенок, который с криком тянет руку к понравившейся ему игрушке.

© KIK-IRPA, Brussels (Частное собрание ING Bank Belgium, Брюссель)

Процессию, идущую с правой стороны в центр картины, возглавляют крестьяне с оружием — видимо, это члены корпорации арбалетчиков, своеобразного отряда самообороны. Такие существовали на территории Фландрии уже с конца XIII века, и на знаменитом «Ночном дозоре» Рембрандта изображены члены такой корпорации в Амстердаме. За ними несут фигуры святого Губерта* и святого Антония** и хоругви; в конце идут клирики и читают молитвы. На процессию смотрят из окна дома, украшенного благочестивым изображением Девы Марии. Однако мы легко можем увидеть, что основная масса крестьян не слишком благочестива: на разыгрывающуюся на сцене комедию смотрит гораздо больше народу, чем на процессию, а перед сувенирами стоит больше людей, чем перед храмом.

*Святой Губерт (ок. 656 — 727) — бельгийский католический святой. Самая известная сцена из его жития рассказывает о встрече Губерта на охоте с оленем, между рогами которого светился крест. Из-за этого в иконографии его чаще всего изображают рядом с оленем с распятием или крестом, а сам святой считается покровителем охотников.
**Святой Антоний (ок. 251–356) — христианский святой. Считается, что он был первым человеком, осознанно отгородившимся от светского мира и ушедшим жить в пустыню. Из-за этого его называют отцом отшельнического монашества.

3Листок с изображением святого Христофора

Предположительно, Робер Кампен. Благовещение. Около 1415–1425 годов. 63,7 × 61 см © Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Благовещение изображено в интерьере, характерном для зажиточных бюргеров начала XV века — Кампен изобразил дом, в котором могли жить его современники.

© Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Над камином висит потрепанный печатный листок, прилепленный кусочками воска (еще одна деталь — один уголок отклеился), с изображением святого Христофора. Обычай украшать дома изображениями Христа, Богоматери и святых был широко распространен в те времена. Но здесь есть еще и символизм, хорошо понятный современникам художника: святой Христофор несет на плечах* младенца Иисуса, как Дева Мария после получения от архангела благой вести понесет младенца Иисуса в своей утробе. Именно из-за этой ассоциации святому Христофору молились женщины, у которых часто случались выкидыши.

*Традиция изображать святого Христофора с младенцем Христом на плечах восходит к «Золотой легенде» — очень популярному в Средневековье собранию житий святых, написанному Иаковом Ворагинским около 1260 года. Иаков приводит такой сюжет: однажды Христофор, работавший переправщиком у бурной реки, стал переносить через реку ребенка и неожиданно ощутил такую тяжесть, будто он несет на своих плечах весь мир. Добравшись до противоположного берега, младенец сказал: «Ты не только мир перенес на своих плечах, но и того, кто создал весь мир».

© Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

Возле ног Девы Марии лежит мешочек, и может показаться, что это просто сумка, в которой могли носить что угодно. Но по другим изображениям XV века известно, что в таких мешочках хранили особые католические четки, розарий. Эта и прочие детали — например, сразу две книги с Писанием — подчеркивают благочестивость Девы Марии. В более ранних изображениях Благовещения Богородицу показывали за работой или на троне, как уже возвышенную избранницу Бога, но в XV веке широко распространился тип Мадонны Смирения: в комнате есть скамейка с подушкой, но Дева Мария сидит на полу.

4Игрушечная колыбель

Мастер легенды святой Луции*. Дева среди дев. Конец XV века. 108 × 171 см© Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: J. Geleyns — Art Photography

*Мастер легенды святой Луции — неизвестный фламандский художник конца XV — начала XVI века. Псевдоним дан по алтарю со сценами из жизни святой Луции, сделанному для церкви Святого Иакова в Брюгге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале Пришел Кутузов бить французов: 7 мифов о легендарном генерал-фельдмаршале

Масон, заговорщик, бездарный полководец, «выезжавший» за счет чужих достижений?

Вокруг света
История американской подлодки, которая попала в себя собственной торпедой История американской подлодки, которая попала в себя собственной торпедой

События звучат как анекдот, но происшествие 1944 года совсем не анекдотичное

Maxim
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Красный директор: почему экономическая модель Лукашенко перестает работать Красный директор: почему экономическая модель Лукашенко перестает работать

Белорусской экономике мешает сам Александр Лукашенко

Forbes
#инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью #инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью

Шесть простых практик, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей

РБК
Русская душою Русская душою

Как много у фольклорной героини общего с современной русской красавицей

Grazia
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
5 жутких вещей, которые лунатики могут делать во сне 5 жутких вещей, которые лунатики могут делать во сне

Залезть на крышу — это еще безобидное развлечение лунатиков

Maxim
Что делать, если сомневаешься в партнере? Что делать, если сомневаешься в партнере?

Неуверенность в любви с точки зрения нейробиологии, социологии и психологии

Reminder
Не только «Малкольм и Мари»: 10 мелодрам, построенных на диалоге Не только «Малкольм и Мари»: 10 мелодрам, построенных на диалоге

10 драматичных фильмов про отношения, построенные на насыщенных диалогах

Esquire
Важность детства Важность детства

Что дошкольникам по-настоящему нужно от взрослых

kiozk originals
Как гены влияют на вкус еды и можно ли изменить пищевые пристрастия Как гены влияют на вкус еды и можно ли изменить пищевые пристрастия

Большую роль в формировании наших вкусов играют гены

РБК
В организме человека нашли 55 новых химических веществ В организме человека нашли 55 новых химических веществ

К сожалению, себя мы знаем далеко не как собственные пять пальцев

National Geographic
5 причин пересмотреть «50 оттенков серого» 5 причин пересмотреть «50 оттенков серого»

Пора вновь заглянуть в тайную комнату мистера Грея!

Cosmopolitan
Рокот космодрома: архивное фото Рокот космодрома: архивное фото

В апреле исполняется 60 лет со дня первого полёта человека в космос

National Geographic

Как избавится от розацеа навсегда

Cosmopolitan
В Сахаре нашли кусок протопланеты древнее Земли В Сахаре нашли кусок протопланеты древнее Земли

Древний метеорит, найденный в алжирских дюнах в прошлом году

National Geographic
Свекровь вмешивается в отношения: кому это выгодно и почему? Свекровь вмешивается в отношения: кому это выгодно и почему?

Что делать, если свекровь вторгается в ваши отношения с мужем

Psychologies
Перспективы колонизации мира иного, или Для кого на Марсе будет что-нибудь цвести Перспективы колонизации мира иного, или Для кого на Марсе будет что-нибудь цвести

Зачем людям осваивать Марс?

СНОБ
Эйфелева башня, лаванда, круассан: фильмы, которые перенесут тебя во Францию Эйфелева башня, лаванда, круассан: фильмы, которые перенесут тебя во Францию

Фильмы, пронизанные французской атмосферой

Cosmopolitan
С Международной космической станции привезли новую бактерию С Международной космической станции привезли новую бактерию

Ученые предполагают, что новая бактерия будет полезна в агро- и биотехнологии

N+1
Кормим по-новому Кормим по-новому

Вещи, которые изменились в отношении к грудному вскармливанию

Домашний Очаг
В мозгу человека найдены В мозгу человека найдены

Экспрессия генов может увеличиваться в клетках мозга после смерти

Популярная механика
Богатые и перспективные: топ-7 неочевидных мест, где надо искать статусного мужа Богатые и перспективные: топ-7 неочевидных мест, где надо искать статусного мужа

Где встретить по-настоящему своего мужчину

Cosmopolitan
Подарки на 8 Марта, которые спровоцируют приступ эйфории, а не зевоты (миксера тут нет) Подарки на 8 Марта, которые спровоцируют приступ эйфории, а не зевоты (миксера тут нет)

Обзор подарков, которым девушка точно порадуется

Playboy
10 гипотетических перемен в Солнечной системе 10 гипотетических перемен в Солнечной системе

Что если бы наша система выглядела совсем иначе?

Популярная механика
Фильмы-мюзиклы, которые на самом деле можно смотреть Фильмы-мюзиклы, которые на самом деле можно смотреть

Среди мюзиклов есть отличные фильмы!

Maxim
Фрагмент романа «Мы умели верить» Ребекки Маккай. Герои борются со смертельной болезнью и отстаивают свое право на голос Фрагмент романа «Мы умели верить» Ребекки Маккай. Герои борются со смертельной болезнью и отстаивают свое право на голос

Отрывок из романа Ребекки Маккай — об эпидемии СПИДа в американской истории

Esquire
Традиционная семья: ловушка, в которую тебя хотят заманить Традиционная семья: ловушка, в которую тебя хотят заманить

Тебя привлекают традиционные ценности? Хочется выйти замуж и стать домохозяйкой?

Cosmopolitan
Как перестать бояться и полюбить визиты к урологу Как перестать бояться и полюбить визиты к урологу

Объясняем, как не бояться визита в кабинет уролога и следить за своим здоровьем

Maxim
Открыть в приложении