Тайное оружие

Из каких ингредиентов могла бы получиться «бомба любви» Владимира Мирзоева

StoryРепортаж

Тайное оружие

Когда-то Альберт Эйнштейн писал своей дочери Лизерль, что мечтает «создать «бомбу любви» – мощное устройство, чтобы полностью уничтожить ненависть, эгоизм и жадность, всё то, что опустошает планету…». А из каких ингредиентов могла бы получиться «бомба любви» режиссёра Владимира Мирзоева, если бы он взялся за столь важное дело?

Олег Дуленин

Постановка Мирзоева: «Сон в летнюю ночь». Шекспировские страсти и испытание любовью. И надежда, что истинная любовь победит всё...

Больше, чем про любовь, в мировой литературе написано только про смерть. Что понятно. Сильнее полового инстинкта – только страх. В последние годы психологи и психиатры всё чаще сравнивают любовь с химическим процессом, который длится от восемнадцати месяцев до трёх лет, и не больше…

– В дискуссии о том, что такое сознание, точка пока не поставлена. Тут многоточие. Я скорее согласен с психологом Татьяной Черниговской и с отцом Александром Менем: мозг человека – это биохимический приёмник. Если воспользоваться упрощённой метафорой, он работает как телевизор. Вы же понимаете, что изображение и звук в телевизоре только воспроизводят реальность, которая не находится внутри прибора? Приблизительно так работает наш мозг. Человек рождается как духовно-телесное существо, и все наши чувства несут печать этой двойственности. Гормоны и феромоны реально существуют, но и воображение тоже реальность. Я бы сказал, что любовь – это как творческий акт: встреча и синтез этих реальностей. Это корректное сравнение не только потому, что от любви рождаются дети, – сам процесс похож. Экстаз, самолюбование, самообман, вырастают крылья, полёт, кризис, падение, отчаяние, боль, катастрофа, травма, которая остаётся с тобой навсегда. И снова экстаз, как ни в чём не бывало, как будто предыдущий опыт обнулился. В театре и в кино люди тоже надоедают друг другу – не только в любви. Предают, изменяют. Некоторые творческие союзы (как и семейные) плодотворны, а некоторые губительны. Иногда это так очевидно. Соавтор может раскрыть талант мастера, дать ему дополнительную энергию, глубину, но вот союз распадается, и меняется всё. Согласитесь, Рязанов, пока работал с Брагинским, Абдрашитов, пока работал с Миндадзе, Михалков, пока работал с Адабашьяном, – были другими. Ещё один пример (для меня загадочный): прекрасный оператор Михаил Кричман создаёт киношедевры только в соавторстве с Андреем Звягинцевым. Когда он работает с другими режиссёрами, этой магии нет. То же самое происходит в любви.

Я всегда влюбляюсь в моих актёров – и в женщин, и в мужчин. Не потому, что я бисексуален. В любви отменяется, исчезает дистанция между «я» и «ты». В процессе работы я нахожусь в голове, в теле актёра, вижу ситуацию его глазами, слышу каждую его мысль, понимаю его чувства. Если есть обратная связь – всё идёт хорошо. Влюблённые тоже слышат мысли друг друга, проживают синхронные ситуации и так далее. Любовь во всех священных книгах, во всех мифах стоит высоко, потому что в ней скрыта (или, если хотите, раскрыта) главная тайна вселенной: дух воплощается, чтобы стать динамичным, чтобы творить новые сущности. А для этого нужен Другой.

Была история любви, которая оказала лично на вас сильнейшее влияние, стала этаким солнечным ударом?

– Когда я был подростком, не слишком начитанным, диковатым, только открывающим для себя храм мировой культуры, я посмотрел в кинотеатре «Художественный» «Солярис» Андрея Тарковского. Думаю, это был мой «солнечный удар». Удар этот был такой силы, что я по-новому стал воспринимать не только связь мужчины и женщины, но все связи мира. Я впервые почувствовал, что реальность таинственна, что любовь и брак – одна из её главных тайн. Это было нечто сродни сатори, просветлению… Я купил абонемент и целый год ходил на концерты органной музыки в Московскую консерваторию. Я хотел вернуть, «припомнить», восстановить эти необыкновенные ощущения.

Кстати, а как называлась ваша первая книга про любовь?

– «Руслан и Людмила». Я тогда понял, что в любой момент любимую может унести злой колдун. Но до меня слишком долго доходила очевидная мысль, что для героя это вызов, которому он обязан соответствовать.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Назад, в будущее Назад, в будущее

«Игра престолов» – не просто законодатель стиля...

Story, июль'19
Хит сезона Хит сезона

Солистка кавер-группы Soho Band Агнесса Королева – удивительная девушка

Maxim, сентябрь'19
20 лет Путина 20 лет Путина

В августе 1999 года Ельцин назначил Путина главой правительства

Forbes, сентябрь'19
Погостить Погостить

Оформление дома для семьи старшей дочери от Ольги Кушнарёвой–Леоне

SALON-Interior, апрель'19
Карл Лагерфельд Карл Лагерфельд

Магия, колкий юмор, особое чувство стиля и самые невероятные парижские истории

Elle, апрель'19
Наценка или скидка? Наценка или скидка?

Насколько справедливо страховые компании относятся к прекрасным дамам за рулем

АвтоМир, март'19
Supra возрожденная Supra возрожденная

Японская классика возвращается спустя 17 лет и говорит теперь на немецком

Quattroruote, апрель'19
«Хит» начинает, играет и выигрывает «Хит» начинает, играет и выигрывает

Знакомимся с участниками музыкальной группы «Хит»

StarHit, март'19
Другой? Другой?

У фургона нового поколения в модификации 316 CDI много общего с предшественником

Quattroruote, апрель'19
«Я живу по понятиям!» «Я живу по понятиям!»

Певица Maruv приобрела сумасшедшую популярность в короткие сроки

OK!, март'19
Михаилу Абызову организовали преступное сообщество Михаилу Абызову организовали преступное сообщество

Бывший министр по делам «открытого правительства» задержан в Москве

РБК, март'19
Только Кэш Только Кэш

Эстонца Томми Кэша называют «Сальвадором Дали от рэпа»

Собака.ru, март'19
Кредиты и немножко нервно Кредиты и немножко нервно

Госдума готовит законопроект об ограничении кредитной нагрузки населения

Огонёк, март'19
Ход конем Ход конем

Писатель Ирина Оганова и муза светской хроники Виктория Шелягова

Собака.ru, март'19
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК, март'19
Зачем украинцам слуга народа Зачем украинцам слуга народа

После ухода Порошенко мир не наступит

Русский репортер, март'19
«С русской кухней сегодня происходит катастрофа» «С русской кухней сегодня происходит катастрофа»

Откуда пошла и к чему идет национальная система питания

Огонёк, март'19
Меняющая реальность Меняющая реальность

Лили-Роуз Депп рассказала, почему ролевой моделью для нее остается мама

Grazia, февраль'19
Facebook боится устареть Facebook боится устареть

Facebook пытается справиться с нарастающим общественным и политическим давлением

Эксперт, март'19
«Ресторан и кальян несовместимы»: шеф-повар о хамском отношении к еде «Ресторан и кальян несовместимы»: шеф-повар о хамском отношении к еде

Еда — не только топливо для организма, но и важный элемент культуры

Men’s Health, март'19
Мажоретки из ЮАР Мажоретки из ЮАР

Мажоретки в ЮАР — дань традиции

National Geographic, март'19
Новое платье короля Новое платье короля

Меган Маркл вот-вот начнет задавать тон и в детской моде

Vogue, апрель'19
Франц Шехтель. Великий Виньетист Франц Шехтель. Великий Виньетист

Франц Шехтель — один из наиболее ярких представителей стиля модерн в зодчестве

Караван историй, апрель'19
Недостаточно средств на карте Недостаточно средств на карте

Распределение семейного бюджета – непростой вопрос для многих пар

Лиза, март'19
У банков отбирают комиссии У банков отбирают комиссии

Экономическая обоснованность комиссий за эквайринг вызывает все больше вопросов

Эксперт, март'19
Музей подводят под монастырь Музей подводят под монастырь

«Церковная реституция» добралась до особо ценного объекта наследия

Огонёк, март'19
Прожигатели жизни Прожигатели жизни

Жители Валенсии ежегодно 19 марта сжигают в ритуальных кострах миллионы евро

Вокруг света, апрель'19
«Мир вступил в период трусости» «Мир вступил в период трусости»

В мировой прокат выходит «Та, которой вы верите», с Жюльетт Бинош в главной роли

Огонёк, март'19
Как школа Баухауса изменила современную моду Как школа Баухауса изменила современную моду

Смит, Катранзу и Илинчич рассказывают, как на них повлияло немецкое арт-движение

Vogue, март'19
Сибирский аншлаг Сибирский аншлаг

Как в маленьком сибирском городе построили одну из лучших театральных площадок

Огонёк, апрель'19