Как превратить серьёзного человека в божественного дурошлёпа

Худрук театра «Сатирикон» К.А. Райкин согласился поговорить об искусстве

StoryРепортаж

Как превратить серьёзного человека в божественного дурошлёпа

Искусство по-прежнему в большом долгу. Помните фразу Костика из «Покровских ворот»? Так вот, другой Константин такого не говорил и даже не снимался в этом фильме. Но поговорить об искусстве, обществе и обоюдном долге друг перед другом худрук театра «Сатирикон» К.А. Райкин согласился 

Евгений Додолев

Я недавно общался с Евгением Маргулисом, и он мне рассказал потрясающую историю, что вас якобы журналистка какая-то спросила, извините, а как вас по отчеству. Было такое или это байка?

– Нет, это довольно часто происходит. «Константин, не знаю вашего отчества» или «не помню вашего отчества». Меня такие инциденты даже больше радуют, чем огорчают. Потому что большинство меня воспринимает как сына Аркадия Райкина.

Уже не большинство.

– Нет-нет, большинство.

Ну, вы-то общаетесь, наверное, в основном с людьми, которые помнят ещё Аркадия Райкина? Конечно, выросли уже целые поколения, которые, к сожалению, даже не слышали про этот бренд, как и про многое другое.

– Грустно, конечно, но бог с ними.

Превентивно хочу поинтересоваться, есть ли вопросы, которые вам задают чаще всего?

– Я не так часто интервью даю… Даже не знаю, что ответить.

Тогда журналистский вопрос, который вам запомнился?

– Слушайте, а зачем вы меня про это спрашиваете?

Чтобы случайно не задать тот вопрос, что вас раздражает. Помню ваш рассказ о том, что привлекает в актёрской профессии. Когда на сцене вы ощущаете, что овладеваете залом. И чувствуете себя как бы повелителем душ. Значит ли это, что те люди, которые не чувствуют эту магию, для вас просто не существуют?

– Я вообще как-то к людям привык относиться с уважением.

Однако это недостаток в вашей системе координат – отсутствие у человека этого рецептора?

– Ну, во-первых, я не думаю, что это отсутствие рецептора. Я думаю, что это отсутствие культуры, которая подвигает человека прийти в театр. А рецептор-то у него есть. Он просто сам про это не знает. Я совершенно уверен, что если спектакль сильный, то абсолютное большинство людей подвластно его магии.

В репертуаре вашего театра что бы вы назвали? Вот представьте себе, что есть человек, который никогда не был в театре, его надо просто сразить…

– Я бы посоветовал прийти на «Лекаря поневоле» Мольера, где играют три артиста всего. Это такой спектакль-реверанс Аркадию Райкину. Его ноу-хау мгновенных перевоплощений, которыми он просто удивлял любителей театра. Когда он один играл массу ролей одновременно в миниатюре, в одной пьеске небольшой, появляясь из разных дверей, в разных видах, в разных костюмах и в разных образах. Мы пытаемся этот способ разработать в преподавании, в методологии актёрского дела. И наших молодых артистов воспитать в любви к таким мгновенным перевоплощениям. Вот «Лекарь поневоле» сделан по этим принципам. Как бы детский спектакль для взрослых. Вроде взрослая публика, но ведут себя как дети. Открывают рот от таких наивных театральных чудес. Три-четыре секунды полного детского обалдения дорого стоят. Вот ради такой метаморфозы – превращения умного человека, серьёзного, современного, взрослого, в дурошлёпа такого божественного, безвозрастного – ради этого, собственно, и сделан этот спектакль.

Чем старше становишься, тем труднее найти своих. Круг сужается» Константин Райкин

«Служанки» Романа Виктюка – хит конца 80-х, пряный, эмоциональный, эпатажный

Знаю, что вы не принимаете совершенно такое топливо, как алкоголь.

– После спектакля запросто и с большим удовольствием.

Иногда человеку надо перед тем, как выйти на сцену…

– Нет, не надо. Не пытайте меня. Вы другого ответа от меня не услышите. Абсолютно не нужно, даже преступно. Это чудовищная практика, порочная, которая настоящими профессионалами преследуется и карается жестоко и безоговорочно и не подлежит никаким вообще обсуждениям на этот счёт.

Вы легко заводитесь.

– Потому что совсем не обязательно пьянству потворствовать. Даже в нашей стране. Пьянство, если с ним не бороться, обязательно расцветёт. И я борюсь с этим. Если что-то унюхиваю или учуиваю, с человеком сразу расстаюсь, независимо от того, кто он, какие у него заслуги. Это, кстати, традиция Аркадия Райкина. Это было безоговорочно при папе.

А скажите, как вы тогда к запретам законодательным относитесь? Например, вы же знаете, что приняты нормы, по которым нельзя демонстрировать в кино употребление никотина.

– Плохо к этому отношусь. Очень плохо. Это дико нелепо. Идёт какой-нибудь фильм, где фонтаном льётся кровь, друг друга люди убивают, отрубают башки, при этом написано: «В фильме демонстрируются сцены курения. Курение опасно для вашего здоровья». Ничего себе, думаю, а отрубание башки не опасно для вашего здоровья? А пускание крови фонтаном? Ну это хрень какая-то.

Призванная продемонстрировать избирателям, что кто-то в поте не зря получает свой кусок пирога…

– В общем, да.

А запрет на употребление, в том числе и на сцене, ненормативной лексики?

– Тоже плохо отношусь.

А вы ненормативную лексику употребляете?

– Я-то? Я употребляю. Это, к сожалению, характернейшая особенность народной речи, причём любого его социального уровня и слоя. Так говорят интеллигенты, так говорят бомжи, так говорят в армии, так разговаривают школьники. И так разговаривают люди, которые это запретили. Понимаете? Я в Общественной палате сидел два года. И как раз насчёт мата выступал. Регламент выступления – пять или шесть минут. А меня разнесло на просто ураганную речь минут на десять.

Но без употребления?

– Без. Так вот, мне потом сказали: мы не могли вас остановить, вы так увлечённо говорили. Я ответил: если бы мне позволили употребить вот эти четыре запрещённых слова, я уложился бы и в минуту… Запрет на слова – это, мне кажется, совсем не тот путь. Сразу вспоминаются запреты на виды музыки, на разные жанры. Я помню очень хорошо запрет на джаз, на рок-н-ролл. Запрет на саксофон. Нельзя этих слов употреблять?! А как снять документальный фильм про армию? Про войну?

Ну ведь раньше же обходились? И фильмы про войну отличные снимали.

– Ну, это не довод. Раньше обходились, скажем, и без рок-н-ролла. Человечество переступило этот рубикон, скажем, нецензурной речи. Мировая культура переступила.

Отец и сын Райкины

Культура ли? Может, как раз бескультурье?

– И в кино, и в театре, и в литературе это уже есть. Обратно этого джинна в бутылку не затолкать. Но ограничения должны быть. Надо предупреждать. Кто-то это не терпит, понимаю. И вообще, ничего хорошего в этой речи нету.

Кроме ёмкости и лаконичности, как вы заметили.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Большова озадачилась феноменом рейтинга

Story, март'19
Сергей Жуков: «Бываю дома два раза в месяц» Сергей Жуков: «Бываю дома два раза в месяц»

Певец и его супруга Регина о детях-трудоголиках и миллионных доходах

StarHit, июнь'19
Золотой рассвет Золотой рассвет

Обольстительная французская сирена Maelys Garouis

Playboy, июнь'19
Линза по имени Солнце Линза по имени Солнце

Используя Солнце как огромную линзу, можно сделать четкий снимок экзопланеты

Популярная механика, июнь'19
Названы лучшие и худшие серии «Игры престолов» Названы лучшие и худшие серии «Игры престолов»

Финальный сезон «Игры престолов» не спешит на покой

Maxim, май'19
10 вещей, которые можно сделать прямо сейчас, вместо того, чтобы написывать ему в соцсетях 10 вещей, которые можно сделать прямо сейчас, вместо того, чтобы написывать ему в соцсетях

Бывают моменты, когда писать бывшему совершенно противопоказано

Лиза, май'19
Остров Борнхольм: пример для всего мира Остров Борнхольм: пример для всего мира

Борнхольм реализует програму Bright Green Island

National Geographic, май'19
Мамины глаза Мамины глаза

Совместная история Юлии Хлыниной и ее мамы Светланы

OK!, май'19
5 ключей к публичному выступлению 5 ключей к публичному выступлению

Умение убеждать становится насущной необходимостью

Psychologies, июнь'19
Инновации требуют либерального общества Инновации требуют либерального общества

Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми

РБК, июнь'19
Что происходит с организмом, когда ты пьешь алкоголь в жару (и как этого избежать) Что происходит с организмом, когда ты пьешь алкоголь в жару (и как этого избежать)

Скоро лето, а значит будет много алкоголя на природе

Playboy, май'19
Правило № 42: Как вырастить лидера Правило № 42: Как вырастить лидера

Коуч Алексей Ситников учит планировать высокий полет для всей семьи

Tatler, июнь'19
Андрей Чадов: «Жизнь помотала, благодаря этому я начал кое-что понимать в ней» Андрей Чадов: «Жизнь помотала, благодаря этому я начал кое-что понимать в ней»

Мы близки по крови и подсознательно чувствуем друг друга, я поддерживаю Алексея

Караван историй, июнь'19
Спасибо, «Игра престолов»!  Актеры, которых мы полюбили благодаря фэнтези-саге Спасибо, «Игра престолов»!  Актеры, которых мы полюбили благодаря фэнтези-саге

Какими актеры пришли на съемки «Игры престолов» и как фильм изменил их жизнь

Cosmopolitan, май'19
Илья Белов: Илья Белов:

Как блогер Илья Белов заработал миллион подписчиков в Инстаграм

Cosmopolitan, май'19
Первый тест новинок Парада Победы: вездеходы-багги «Чаборз» Первый тест новинок Парада Победы: вездеходы-багги «Чаборз»

На Параде Победы по Красной площади впервые проедут вездеходы-багги «Чаборз М-3»

Популярная механика, май'19
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Елена Подкаминская не любит делать из личной жизни инфоповоды

OK!, май'19
Mitsubishi L200. На пороге барбершопа Mitsubishi L200. На пороге барбершопа

Пикап L200 постригли, побрили и превратился он в писаного красавца

АвтоМир, май'19
Умер последний в Малайзии самец суматранского носорога Умер последний в Малайзии самец суматранского носорога

Суматранский носорог относится к видам на грани исчезновения

National Geographic, май'19
Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки Ирина Апексимова. Стены и углы Таганки

Интервью с руководителем Театра на Таганке Ириной Апексимовой

СНОБ, июнь'19
Манижа Манижа

Манижа Сангин вслух говорит о таких непростых вещах, как домашнее насилие

Glamour, июнь'19
Регина Тодоренко дала советы, как быстро похудеть после родов Регина Тодоренко дала советы, как быстро похудеть после родов

Регина Тодоренко после рождения сына быстро вернула прежнюю форму

Cosmopolitan, май'19
Лен идет в рост Лен идет в рост

Смоленская область может занять ведущие позиции по переработке льняного волокна

РБК, июнь'19
Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм» Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм»

Эдуард Бояков о прошлом и будущем вверенного ему театра

Эксперт, май'19
50 оттенков злости: как не дать гневу разрушить отношения 50 оттенков злости: как не дать гневу разрушить отношения

Нужно ли выражать свою ярость и как сделать это правильно?

Лиза, май'19
Телефон вместо машины. Uber перед IPO запустил новую функцию Телефон вместо машины. Uber перед IPO запустил новую функцию

Uber незадолго до IPO внедрил в приложение новую функцию

Forbes, май'19
Богатые и бедные соседи. Рядом с кем предпочитают жить россияне Богатые и бедные соседи. Рядом с кем предпочитают жить россияне

Для россиян соседство с бедными семьями выглядит предпочтительнее

Forbes, май'19
История одной фотографии: рабочие на тросах Бруклинского моста, октябрь 1914 года История одной фотографии: рабочие на тросах Бруклинского моста, октябрь 1914 года

Бруклинский мост — первый, в конструкции которого использовались стальные тросы

Maxim, май'19
Стася Милославская: «Вообще, я везунчик!» Стася Милославская: «Вообще, я везунчик!»

На телеканале СТС с успехом прошел сериал «90-е. Весело и громко» с ее участием

Караван историй, июнь'19
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes, июнь'19