Город-вселенная

Есть ли у Москвы свой особый стиль и приметы?

StoryРепортаж

Город-вселенная

Нью-йopкcкий фильм всегда легко распознать. По ярким, уникальным приметам города. Так же как и берлинский или парижский. А вот есть ли у Москвы свой особый стиль и приметы? Об этом беседа Соломона Волкова с кинокритиком Антоном Долиным

0:00 /
1092.389
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

А.Д.: – Важные для Москвы фильмы (а их на самом деле мало: наиболее очевидные – «Я шагаю по Москве», «Москва слезам не верит» или, там, «Три тополя на Плющихе») показывают абсолютно разную Москву. Можно выделить какие-то фетиши, например московское метро, однако и они не универсальны, не переходят из фильма в фильм. Москва действительно очень разная, быстро меняющаяся и к тому же слишком большая, гигантская, чтобы иметь единый, отчётливый облик. Если действие происходит в одном доме или в одной локации, как, к примеру, в «Покровских воротах», то ведь Покровскими воротами Москва не исчерпывается…

Иное дело, скажем, Нью-Йорк. Там есть такая удобная вещь, как Манхэттен. Он не равняется Нью-Йорку, но его обличие узнаваемо, причём с любого ракурса: в кадре обязательно будет торчать Эмпайр-стейт-билдинг, Крайслер-билдинг, будет виден Бруклинский мост, соединяющий остров Манхэттен с Бруклином. Нью-йоркский кинематограф существует, в этом нет сомнения. А московский?.. Главной московской приметой можно назвать Кремль, но он совершенно не кинематографичен и возникает обычно как некая декорация на заднем плане. А чтобы мы могли говорить о московском кино, ландшафт должен стать не декорацией, но действующим лицом в такой же степени, как в парижском кино, берлинском или нью-йоркском. Есть великие города, которым это присуще. Мне даже кажется, что ленинградское или петербургское кино – это более определяемое единство, чем кино московское.

А уж сегодняшняя Москва вообще представляет собой некую аморфную абстракцию. В Москве появился международный деловой центр Москва-Сити, это мини-Манхэттен или Дефанс, если хотите. Многими Сити воспринимается как атрибут сегодняшней Москвы: когда снимают фильмы о современной Москве, Сити обязательно мелькнёт. Но духу старой Москвы – и старой дореволюционной, которой мало осталось, и старой советской – эстетика и идея этого места глубоко противоречат.

Единственная идея, а вернее антиидея, которую можно здесь ухватить, – это что Москва – город-вселенная, включающий в себя всё и способный переварить всё. Это глобальная ярмарка даже не тщеславия, а чего хотите – здесь любые существуют товары, реальные и виртуальные. И гигантский рынок, беспорядочный, где мясные ряды существуют рядом с рыбными рядами, а форма самого ряда, костюма и происхождения продавца практически не имеют никакого значения.

Москва Георгия Данелии (на съёмках фильма «Я шагаю по Москве»)

С.В.: – Замечательно вы всё это объяснили. Но если не существует какого-то единого московского стиля, то ведь можно говорить о традициях тех великих мастеров, которые здесь работали, взяв точкой отсчёта, предположим, «Мосфильм». Начнём, скажем, отсчитывать от Эйзенштейна. Существуют ли такие московские традиции и следование этим традициям?

А.Д.: – На мой взгляд, «Мосфильм» – это совершенно то же самое, что Москва. То есть это некая эрзац-Россия или эрзац-СССР. Всеобъемлющий, вбирающий в себя всё и при этом чурающийся симпатичного квасного городского патриотизма. О нём здесь напоминает разве что эмблема – «Рабочий и колхозница». Но и мухинская скульптура обретает плоть только когда мы находимся рядом и видим её, а для огромного количества людей, и для тех, которые никогда в Москве не были, и даже для тех, которые живут в Москве, но в другом районе, «Рабочий и колхозница» – это тоже абстракция. Это просто символ, икона. «Мосфильм» моложе «Ленфильма», но и он существует с 1924 года и за это время успел выпустить гигантское количество знаменитых фильмов. Однако большая часть мосфильмовских картин не имеет прямого отношения к Москве. Вот, например, Тарковский. Да, он работал на «Мосфильме», но и что с того? Возьмите любой из его фильмов: какой из них можно назвать московским? Скажем, «Зеркало» могло бы содержать какие-то элементы московскости, ведь Тарковский жил в Москве, здесь был его дом. Но этого не произошло. Не случайно даже дома этого не осталось. И музей не получается открыть, хотя пытались это сделать. Так что Тарковский, как многие другие великие московские художники, остался, по большому счёту, бездомным.

Понимаете, получается, что «Мосфильм» – это такой Протей, который делает вид, что ему принадлежит не только Москва, но всё сразу! Хотя, наверное, ему и вид не нужно делать. Вполне возможно, что он действительно объемлет всю страну. Именно здесь снимались многие глобальные, основополагающие фильмы: от сказок Птушко до, допустим, «Войны и мира». Мы читаем «Войну и мир» и видим Москву Толстого. А когда смотрим фильм, понимаем, что там Москвы нет. Там есть только Россия – она огромна и она воюет с Наполеоном. Но это придуманная, ненастоящая Россия, она относится к какой-то иной вселенной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Миронова Мария Миронова

С чего вдруг актриса Мария Миронова стала реформатором?

Story, сентябрь'19
Победителей не будет Победителей не будет

Как предстоящий «Брексит» переформатирует Евросоюз

Огонёк, февраль'20
«Твиттер» для Бобика «Твиттер» для Бобика

Домашние питомцы обрастают гаджетами и аккаунтами

Огонёк, декабрь'18
Пять жен, тайная дочь и истеричная Монро: удивительная судьба Кларка Гейбла Пять жен, тайная дочь и истеричная Монро: удивительная судьба Кларка Гейбла

О судьбе Кларка Гейбла — одного из самых известных голливудских актеров

Cosmopolitan, февраль'20
Не геном единым: гомосексуальность – это сложно Не геном единым: гомосексуальность – это сложно

Ученые признаются, что не знают, почему люди предпочитают партнеров своего пола

Naked Science, октябрь'19
Екатерина Климова: Сейчас чувствую себя счастливой чаще, чем в юности Екатерина Климова: Сейчас чувствую себя счастливой чаще, чем в юности

Где Климова — там улыбки, движение и жесткий тайминг

Добрые советы, февраль'20
Драка в метро: необычный кадр победил в фотоконкурсе Лондонского музея естествознания Драка в метро: необычный кадр победил в фотоконкурсе Лондонского музея естествознания

Это лучшая фотография дикой природы 2019 по версии LUMIX People's Choice Award

National Geographic, февраль'20
Что такое пассивная агрессия и как с ней справляться Что такое пассивная агрессия и как с ней справляться

Скрытая агрессия — способ неявной постоянной конфронтации

РБК, февраль'20
Эпизод пятый: Тициан, Сикстинская капелла и папский гардероб Эпизод пятый: Тициан, Сикстинская капелла и папский гардероб

Папа примеряет наряды, а зритель заглядывает в Сикстинскую капеллу

Esquire, февраль'20
Ветер с Востока Ветер с Востока

Хозяева этого дома в Алма–Аты — большая дружная семья

SALON-Interior, февраль'20
Пожар и медленный огонь вокруг Израиля Пожар и медленный огонь вокруг Израиля

Армия или дипломатия: как Израиль планирует защищаться в арабском регионе

Эксперт, февраль'20
Эпизод первый: сон и три папских желания Эпизод первый: сон и три папских желания

Esquire начинает посерийный разбор сериала Паоло Соррентино «Молодой папа»

Esquire, февраль'20
Прямой курс на облака: 2020 год как новый этап развития облачного гейминга Прямой курс на облака: 2020 год как новый этап развития облачного гейминга

Облачный гейминг заинтересовал крупнейшие технологические компании мира

Forbes, февраль'20
Смена вех Смена вех

Апартаменты, расположенные в переоборудованном корпусе бывшей табачной фабрики

SALON-Interior, февраль'20
15 фотографий Синтии, манекена-звезды 1930-х 15 фотографий Синтии, манекена-звезды 1930-х

Манекен Синтия вела такую насыщенную жизнь, что ей позавидовала бы любая девушка

Maxim, февраль'20
Анфиса Черных: «Люди перестали совершать безумные поступки» Анфиса Черных: «Люди перестали совершать безумные поступки»

Анфиса Черных - о женской дружбе, идеальных свиданиях и, конечно, о любви

Grazia, февраль'20
Футбольный клуб миллиардера Галицкого заявил о создании женской команды Футбольный клуб миллиардера Галицкого заявил о создании женской команды

В ФК «Краснодар» будет женская футбольная команда

Forbes, февраль'20
Смертельная лирика: 6 проклятых песен, которые на самом деле убивают Смертельная лирика: 6 проклятых песен, которые на самом деле убивают

Есть песни «с плохой репутацией» — о них-то мы сейчас и поговорим

Cosmopolitan, февраль'20
В поиске космических катастроф. Вахта телескопов-роботов В поиске космических катастроф. Вахта телескопов-роботов

Оптические телескопы системы МАСТЕР помогают астрономам разных стран

Наука и жизнь, февраль'20
Режим «Карантин»: колонка россиянина, который оказался заперт на зараженном коронавирусом лайнере Diamond Princess Режим «Карантин»: колонка россиянина, который оказался заперт на зараженном коронавирусом лайнере Diamond Princess

Каково это — оказаться на карантине, за которым следит весь мир

Esquire, февраль'20
«Отверженные»: как быть, если вы слишком чувствительны к отказам «Отверженные»: как быть, если вы слишком чувствительны к отказам

Высокая чувствительность к отвержению — следствие сложного детского опыта

Psychologies, февраль'20
Визажист Рианны — о том, как выбирать тон и что будет в моде в 2020 году Визажист Рианны — о том, как выбирать тон и что будет в моде в 2020 году

Интервью с визажистом Рианны — Присциллой Оно

Cosmopolitan, февраль'20
Уна Харт: Троллий пик Уна Харт: Троллий пик

Публикация первой главы книги Уны Харт «Троллий пик»

СНОБ, февраль'20
Двенадцать друзей бизнесмена. Как суд присяжных может защитить предпринимателей Двенадцать друзей бизнесмена. Как суд присяжных может защитить предпринимателей

Введение суда присяжных по «предпринимательским» статьям — первый шаг к реформам

Forbes, февраль'20
Штурм зимнего: 10 экзотических горнолыжных курортов Штурм зимнего: 10 экзотических горнолыжных курортов

Если ближние горки вам давно по плечу – пора брать новые высоты

National Geographic, февраль'20
Изобретение танца. На экраны выходит «Каннингем» Изобретение танца. На экраны выходит «Каннингем»

Фильм «Каннингем» — красивая и печальная история великого хореографа

СНОБ, февраль'20
Дело «Сети»* как зеркало, но не революции Дело «Сети»* как зеркало, но не революции

Почему за нереальные преступления дают нереальные сроки

Русский репортер, февраль'20
Диетические хлебцы для похудения: польза и вред Диетические хлебцы для похудения: польза и вред

Хлеб и диета — несовместимые понятия?

Cosmopolitan, февраль'20
Вербальное нелегальное Вербальное нелегальное

Да, нам тоже надоела политкорректность

Maxim, февраль'20
Смерть сына, секс-скандал и самолеты: захватывающая биография Джона Траволты Смерть сына, секс-скандал и самолеты: захватывающая биография Джона Траволты

По биографии Джона Траволты можно снять необычное кино

Cosmopolitan, февраль'20