Союз алтаря с престолом: как католики и консерваторы Польши объединились против абортов

3 ноября стало известно, что польское правительство временно откладывает исполнение решения суда о запрете абортов на фоне массовых протестов. Польский политолог Агнешка Каневска специально для Forbes Woman объясняет, как в стране сложился симбиоз католической церкви и правящей партии, чем правые консерваторы изначально привлекли избирателей и почему Польше исторически сложно отделить религиозные институты от власти.
С 22 октября в Польше не прекращается волна демонстраций в связи с постановлением Конституционного суда страны об абортах. Суд признал неконституционной норму, разрешающую прерывать беременность в случае тяжелой или неизлечимой болезни плода, в том числе несовместимой с жизнью. Отмена этой нормы фактически обязывает женщин вынашивать и рожать детей, которые не смогут выжить после родов или погибнут в утробе. За этим решением последовали самые крупные массовые протесты в Польше со времен политических изменений 1989 года, когда местным коммунистам пришлось отойти от власти. Проблема запрета абортов оказалось лишь верхушкой айсберга — в течение нескольких дней улица стала местом противостояния народа и власти, выступающей рука об руку с католической церковью. Один из самых популярных лозунгов этого протеста — «Проваливайте!».
Феномен популярности консервативной партии «Право и Справедливость» и церкви в польском обществе объясняется многими факторами. Монополия власти в руках одной партии и сильная роль католической церкви — редкие явления, особенно в европейских странах. Как такая ситуация могла сложиться в Польше?

Кто проиграет в нынешней ситуации?
Нынешние протесты на улицах Польши больше не являются просто несогласием с решением Конституционного трибунала (легитимность которого сомнительна из-за нарушений при отборе некоторых судей) по делу об абортах. Протесты направлены против властей и против Церкви как института. Они являются возражением против ликвидации демократических институтов и гражданского общества, которая продолжается долгие годы, своего рода прогрессивным нападением на основные гражданские свободы и права человека.
Председатель правящей консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский вместе с партией в течение пяти лет концентрировали всю власть в одних руках, разрушая при этом демократические институты. Власть создала опасные прецеденты невыполнения или обхода установленных законов, в том числе Конституции. Демонтаж польской судебной системы, прокуратуры, правительственной администрации, силовых структур, а также попытка остановить развитие гражданского общества являются существенным шагом назад для польской демократии, которая формировалась лишь последние 25 лет и до сих пор не полностью сложилась. Процесс реконструкции будет очень долгим. Сегодня на улицу вышли не только женщины, но и молодые люди, которые через три года впервые будут голосовать и от них в том числе будет зависеть победа любой политической партии.
Хотя позиция церкви как в государстве, так и в обществе все еще сильна, опросы общественного мнения показывают растущий процент неверующих. Несмотря на то, что более 90% поляков объявляют себя верующими, в сообщении Центра изучения общественного мнения (CBOS), опубликованном в июне 2020 года, говорится, что результаты опросов последних двух лет свидетельствуют о снижении религиозной приверженности поляков. Секуляризация польского общества подтверждается также опросом института Pew Research Center, который показывает относительно быстро растущую разницу в религиозности между старшим и молодым поколением в Польше, а также все меньший интерес к регулярным религиозным ритуалам. С этим фактом, как и со многими своими проблемами (в том числе и с педофилией среди священников), церковь не в состоянии полностью справиться и относится к связи с государством как к защитному щиту и подтверждению своей роли. Священники часто выступали в роли политиков, открыто занимаясь политической агитацией с церковных кафедр. В нынешнем кризисе церковь открыто выступила против общества, ее представители даже называли протестующих «грешниками». Такое отношение к прихожанам по сути делает церковь частью системы власти. По мнению иезуита Вацлава Ошайца, долговечность такого действия — соединения «алтаря с троном» — будет иметь негативные последствия для первых. Государство обойдется без церкви, а церковь, в свою очередь, проиграет.
В 2010 году во время президентской кампании со своей речью выступил Ярослав Качиньский: «Демократия ненавидит монополию. Если у определенной власти есть все посты в государстве, если у нее есть президент, если она все еще имеет поддержку мощных СМИ, которые не замечают ее ошибок, то это может быть очень плохим обстоятельством для нашей демократии». Забыл ли Качиньский свои слова или они изначально было не более чем политической игрой? Ответ знает только он сам. Сегодня польское общество громкой заявляет: «У нас все плохо с демократией». Британский дипломат Родрик Брейтуэйт сказал: «Институты работают только до тех пор, пока люди в них верят». Сегодня веры во власть и церковь на польских улицах не слышно.
Как союз католиков и консерваторов влияет на положение женщин?
Хотя сегодня протесты проходят под разными лозунгами, ключевым вопросом, равно как и отправной точкой для недовольства, являются права женщин, — в том числе касающиеся вопросов беременности и родов.
По данным Центрального статистического управления, на 31 декабря 2019 года население Польши составляло 38,3 млн человек. Женщины представляют почти 51% (19,5 млн человек). Положение женщин в Польше можно рассматривать с двух точек зрения: общее равенство прав и уважение прав женщин.
Исследования Европейского института гендерного равенства (European Institute for Gender Equality), показывают, что Польша занимает 24-е место в рейтинге равенства в Европе. Индекс равенства Польши составляет 55,8 балла, что ниже среднего европейского показателя в 67,9 балла (для сравнения: Швеция является страной с наибольшим равенством полов, и ее показатель — 83,8 балла). «Индекс гендерного равенства 2020» показывает, что в Польше уровень равенства женщин и мужчин немного изменился с 2010 года, но все же страна в рейтинге опустилась на целых 9 мест по сравнению с другими европейскими государствами. Наименьшее неравенство наблюдается в областях, связанных с финансами (финансовые ресурсы и финансовое положение) и здравоохранением (его уровень и доступ к услугам). Худшие показатели у Польши в такой сфере как доступ к власти (экономической и политической) и так называемой «области времени», где были изучены различия между женщинами и мужчинами в плане времени, которое они посвящают работе по дому и уходу за детьми/стариками, а также социальной деятельности: женщины имеют меньше времени для себя по сравнению с мужчинами.