Растения теперь — не украшения, а нечеловеческие агенты

Собака.ruКультура

Растения — новые хедлайнеры

Текст: Александра Генералова, Дарья Болдырева

Дуг Эйткен, инсталляция «Сад» на выставке «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в музее «Гараж»

В мире современного искусства: от Венецианской биеннале и «Манифесты» до выставок в московском «Гараже» и независимых петербургских арт-пространствах. Музеи и галереи наполнились живыми папоротниками, мхами, травой и деревьями, но без декоративного умысла. Художников и кураторов волнуют философские вопросы: можно ли использовать растения в работах как материал или же они — полноправные участники арт-процесса? Кажется, экологические проблемы вывели в тренды не только осознанное потребление, но и осознанное искусство: растения теперь — не украшения, а нечеловеческие агенты.

Часть I. Растения не те, кем кажутся

Считать человека центром мироздания, подчиняющим остальные виды, — so last season уже лет 40. Проблемы глобального потепления, переработки мусора, истощения почв и загрязнения океанов дали научной и философской мысли новый вектор: чтобы выжить, нам надо быть чуткими к экосистемам, с которыми мы делим планету.

Грядущий экологический коллапс породил новое научное направление — «нейробиология растений». В своей книге «Тайные знания растений» биолог Дэниел Чамовиц описывает, как деревья посылают сигналы, предупреждающие «собратьев» о приближении роев насекомых, и взаимодействуют друг с другом через ароматические вещества. Когда растение находится в состоянии стресса, оно поглощает из почвы больше минералов. Комнатная монстера чувствует наши прикосновения, а иногда «зеленые друзья» прекращают расти, реагируя на тактильные раздражители — «человеческого» в них куда больше, чем мы думали. Более того: исследователь Моника Гальяно утверждает, что растения способны запоминать прошлые события и применять полученные знания. А нейробиолог Стефано Манкузо пишет в книге «Революция растений. Новый взгляд на интеллект и поведение растений», что известные науке генетические и биохимические механизмы такое сложное поведение не объясняют, а значит, у растений есть система обработки информации, похожая на мозг. Несмотря на всю антропоцентричность нашей культуры, надо признать — именно растения составляют 99 % всей биомассы Земли, а если они исчезнут, человечество перестанет дышать и никакие биотехнологии нам не помогут.

Параллельно с биологией в дело вступила философия — с конца 1970-х годов по миру легкой поступью идет постгуманизм, заразивший своими идеями все интеллектуальное сообщество. Если феминистские и постколониальные теоретики расшатали представления о том, что белый цисгендерный мужчина — главный субьект человеческой цивилизации, то постгуманисты предлагают отказаться от идеи, что нечеловеческие агенты — животные, растения, грибы — существуют исключительно для поддержания нашего благоденствия.

Изобретатель «темной экологии» и философ Тимоти Мортон, которого цитируют кураторы прошлогодней выставки «Грядущий мир» в музее «Гараж», рассуждает о том, что история идей породила понятие «природы» как особого вида частной собственности. «Наше отчуждение от растительной и животной жизни вызвало разлад между людьми и их так называемой “окружающей средой”, который принес катастрофические результаты для планеты и ее видов. Экологическая мысль, применяемая в науке, поэзии или искусстве, приведет к этически обоснованному подходу к человеческим и нечеловеческим живым организмам».

Часть II. Сады — как будущее современного искусства

Новая этика в отношении нечеловеческих агентов, экологический коллапс и философия постгуманизма направила фокус кураторов и художников contemporary art в царство растений.

После карантина театр «Лисео» в Барселоне открылся произведением «Хризантемы» Джакомо Пуччини — музыканты играли для 2292 растений в горшках, которые восседали в красных креслах. Перформанс назывался «Концерт для биоценоза» — то есть для всех существ нашей экосистемы. Возможно, этот концерт — самая точная метафора происходящего после пандемии, однако специалисты небезосновательно раскритиковали мероприятие как раз с точки зрения новой этики. В нем увидели явные антропоцентричные намерения пропиарить театр необычным способом — в релизах указывалось количество растений, а не их названия, — как выражение нашего «видового шовинизма».

В отличие от консервативных оперных театров, мир современного искусства сделал экотематику мейнстримом, например в 2019 году на Венецианской биеннале главный приз «Золотой лев» получил павильон Литвы, где художница Лина Лапелите поставила экологическую оперу-перформанс «Солнце и море (Марина)». На той же биеннале арт-гангстер мира современного искусства Хито Штейерль показала работу This is the Future: сгенерированный искусственным интеллектом цифровой сад будущего, в котором нейросеть спекулятивно превозносила свойства растений. «Предупреждение, — говорил в конце голос нейросети, — входить в будущее очень рискованно». Зрителю сообщалось, что в будущем со стопроцентной вероятностью мы умрем. Несмотря на нашу веру в силу технологий и способность искусственного интеллекта предсказывать будущее, нас может уничтожить сила нечеловеческого характера. И исчезнем мы, по иронии судьбы, благодаря неспособности признать сложность и непредсказуемость поведения «природы».

Основной локацией биеннале «Манифеста 12» в Палермо и вовсе был ботанический сад. В зарослях бамбуковой рощи зрители наталкивались на экран с видео из зарослей тайванских папоротников, в которых бродят семь молодых эко-квир-мужчин — они тестировали потенциал невербального общения с растениями через прикосновения и тело. В работе Pteridophilia китайский художник Чжэн Бо говорит о прошлом и представляет себе будущее с точки зрения растениймаргиналов: дело в том, что папоротники — очень распространенные растения на Тайване, которые всегда ценились местными племенами, а японскими колонистами — нет.

В пандемический 2020 год фестиваль Ars Electronica был назван «Сады Кеплера» и объединил онлайн сотни «садовников» от науки и искусства по всему миру. Ars Electronica — цитадель art & science — гибридного направления в искусстве, сплавляющего реальные научные исследования в области искусственного интеллекта, технологий, генетики, биологии, физики, астрофизики, экономики и экологии с работами художников, основанных на этих исследованиях. Самая впечатляющая работа программы — биотехнологическая звуковая инсталляция Symbiome — Economy of Symbiosis («Симбиом — Экономика Симбиоза») словацкой художницы Саши Спачал. Гидропонную камеру она населила корнеплодными бактериями Rhizobiaceae и красным клевером, которые обмениваются соединениями углерода и азота. Измерения этого обмена влияют на капающую из камеры воду, а та в свою очередь вызывает рябь и пульсацию на водной поверхности, которую через специальный интерфейс преобразуют в звук. «Озвучка» метаболического обмена показывает, что симбиоз — это процесс, в котором постоянно идут переговоры об использовании природных ресурсов.

Петербургские ученые и художники впервые участвовали в фестивале с таким масштабным проектом, как «Пангардения» в единственной в городе техно-арт-галерее на базе ИТМО, где уже два года готовят кадры для отечественного art & scienceпрорыва. Художницы из первого выпуска научно-художественной магистратуры группировка BIOROBOTY 019 высадили в «белом кубе» Чудо-поляну 2.0. — взяли растения с реальной чудо-поляны в Гатчине, на которой произрастают краснокнижные редкости: от нескольких видов диких орхидей до осоки Дэвела. Саженцы при участии ученых изъяли на месте, прорастили дома во время пандемии и в лучших традициях постгуманизма сделали растения резидентами инсталляции. Посетители могут с ними аккуратно пообщаться путем наблюдения, отстранения, прикосновения, вербального общения и совместного отдыха.

Часть III. Выводы

Восприятие и наблюдение за растениями с точки зрения науки и тем более художественной индустрии — процесс медленный, но необходимый в условиях надвигающегося экоколлапса. Он требует от человека замедлить свой обычный ритм и попробовать «совпасть» темпорально с миром «зеленым», как считает философ-теоретик Майкл Мардер: тогда нам не захочется сводить растения до уровня собственного ресурса, лишая их субъективности. Так мы убьем двух зайцев: осмыслим альтернативные способы бытия в грядущем мире, и — одновременно — лучше осознаем проблемы в человеческом социуме. Проводниками выбираем современных художников — кажется, они пока лучше всего переводят научные идеи, а также чувства и язык растений на наш, человеческий диалект. Art & science — в каждый дом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юлия, Сергей и Арина Матвиенко Юлия, Сергей и Арина Матвиенко

Почему Петербург — это город, которому идут и ретро, и авангард, и тотал-блэк

Собака.ru
Нужно ли принимать добавки с коллагеном? Нужно ли принимать добавки с коллагеном?

Правда ли, что коллагены помогают сохранить молодость кожи и укрепить кости?

Reminder
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров! Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

О литературном и гастрономическом вкусе Серебряного века

Наука и жизнь
Трогательная история Трогательная история

Александра Потапова очень любит сложные по текстуре интерьеры

AD
Новая нефть «Системы» Новая нефть «Системы»

Как Владимир Евтушенков вернул своему холдингу стоимость утерянной «Башнефти»

Forbes
Ученые вырастили древесину в пробирке Ученые вырастили древесину в пробирке

Исследователи надеются, что подобная технология позволить вырубать меньше лесов

N+1
Как заставить мозги работать: 8 действенных методов Как заставить мозги работать: 8 действенных методов

Мозгу пора просыпаться

Playboy
Сексуально vs вульгарно: 6 правил, которые помогут собрать привлекательный образ Сексуально vs вульгарно: 6 правил, которые помогут собрать привлекательный образ

Разбираемся, как одеваться привлекательно, не пересекая грань пошлости

Cosmopolitan
Как не угодить в водородную ловушку Как не угодить в водородную ловушку

Россия может занять место ключевого провайдера водорода для Европы

Эксперт
50 оттенков черного: как Джим Джармуш оправдывает мнение о главном цвете в одежде художников 50 оттенков черного: как Джим Джармуш оправдывает мнение о главном цвете в одежде художников

Как можно разнообразно и классно одеваться, используя только один цвет

Esquire
Сделано, чтобы прилипать Сделано, чтобы прилипать

Почему одни идеи выживают, а другие умирают

kiozk originals
Коллекции русских писателей: от железных палок до аптечных флаконов Коллекции русских писателей: от железных палок до аптечных флаконов

Предметы, которые коллекционировали русские писатели

Культура.РФ
«Политика, основанная на страхе, — это катастрофа». Джон Макки, Whole Foods, — об осознанном бизнесе, мотивации сотрудников и вреде госрегулирования «Политика, основанная на страхе, — это катастрофа». Джон Макки, Whole Foods, — об осознанном бизнесе, мотивации сотрудников и вреде госрегулирования

Что Джон Макки говорил о здоровом отношении к бизнесу и людям в разные годы

Inc.
Что такое нейрофитнес и почему важно тренировать мозги Что такое нейрофитнес и почему важно тренировать мозги

Чтобы серое вещество не превратилось в серую массу, ему нужны нагрузки

GQ
Bon mot на колесах. Тест-драйв кроссовера Citroёn C5 Aircross Bon mot на колесах. Тест-драйв кроссовера Citroёn C5 Aircross

Кроссовер Citroёn C5 Aircross примечателен не только тем, что он — не седан

СНОБ
4 правила самосохранения для эмпатов 4 правила самосохранения для эмпатов

Как эмпату уберечь себя и сохранить способность сопереживать?

Psychologies
Карта: самая популярная еда, которую заказывают на дом в разных странах Карта: самая популярная еда, которую заказывают на дом в разных странах

Кто лидер рейтинга «Ой, что-то не хочется готовить, давай закажем доставку?»

Maxim
Пригнать машину из Европы: реальные цены и все варианты Пригнать машину из Европы: реальные цены и все варианты

Все, что официально не поставляется в Россию, но доступно для покупки

РБК
Ed Sheeran Ed Sheeran

Эд Ширан — о музыке, клипах, турах и том, как не видеть солнце несколько месяцев

ЖАРА Magazine
Как сделать картинку фоном в презентации: 2 способа Как сделать картинку фоном в презентации: 2 способа

Как поставить на фон презентации свою картинку

CHIP
«Либо ограничить, либо принять»: вокруг рассылок Substack возникли рекламные стартапы вопреки бизнес-модели сервиса «Либо ограничить, либо принять»: вокруг рассылок Substack возникли рекламные стартапы вопреки бизнес-модели сервиса

Как вокруг платформы для журналистов стали появляться рекламные стартапы

VC.RU
Где же ваши ручки Где же ваши ручки

Какой уход необходим зимой коже рук, чтобы предотвратить сухость и обветривание?

Лиза
10 цитат из писем Марселя Пруста 10 цитат из писем Марселя Пруста

Как вымысел и правда переплетаются в письмах Марселя Пруста

Arzamas
«Я ругаюсь после двух рюмок»: Меган Маркл призналась в своих главных слабостях «Я ругаюсь после двух рюмок»: Меган Маркл призналась в своих главных слабостях

Меган Маркл назвала вредные привычки, которые мешают ей в жизни

Cosmopolitan
Павел Деревянко: «У меня снова перемены в личной жизни» Павел Деревянко: «У меня снова перемены в личной жизни»

Павел Деревянко о любимых сказках, суперсчастливом детстве и походе к психологу

Cosmopolitan
Правила жизни Дэвида Линча Правила жизни Дэвида Линча

Дэвид Линч: я узнал все в своей жизни потому, что решил попробовать что-то новое

Esquire
10 безрассудных поступков, которые ты должен совершить хотя бы раз! 10 безрассудных поступков, которые ты должен совершить хотя бы раз!

Поступки, которые нужно совершить, чтобы не было стыдно за уныло прожитые годы

Maxim
10 самых раздражающих проблем в макияже и как с ними бороться 10 самых раздражающих проблем в макияже и как с ними бороться

10 самых распространенных мейкап-бед, которые знакомы каждой девушке

Cosmopolitan
Как объединить таблицы в Word: 4 способа Как объединить таблицы в Word: 4 способа

Даже у уверенных пользователей возникают проблемы в работе с таблицами в Ворде

CHIP
Шесть удивительных фактов об автомобилях Land Rover Шесть удивительных фактов об автомобилях Land Rover

Очевидное, невероятное об автомобилях Land Rover

Maxim
Открыть в приложении